Исключительное право на произведение

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (). Согласно в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя

При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «»).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия ()

Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица

Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания

Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

О некоторых нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности

Виталий Калятин дал конкретные рекомендации по составлению договоров в сфере интеллектуальной собственности. Так, не следует:

  • писать, что исключительное право на объект «возникает» (сразу) у заказчика (иного лица, например, работодателя). Такая формулировка является неверной, поскольку согласно исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Поэтому стоит указывать в договорах, что право сразу «передается» (а не «возникает») после создания объекта заказчику или работодателю, что будет грамотно с точки зрения закона;
  • указывать, что исключительное право на объект передается лицу с какими-либо исключениями. Исключительное право – это единое право; отчуждение права в принципе означает, что оно продается в полном объеме, и иных вариантов отчуждения быть не может. В случаях, когда существует необходимость сохранения за первоначальным правообладателем тех или иных правомочий, можно сначала заключить договор об отчуждении права, а затем уже по лицензионному договору предоставить первоначальному правообладателю необходимые права;
  • использовать понятие «эксклюзивные права» в договорах, так как такой термин российскому законодательству не известен.

Кроме того эксперт посоветовал:

  • четко разграничивать в договорах цены в отношении передаваемого материального носителя и исключительных прав на объект, поскольку ценность последних значительно выше;
  • указывать четко в лицензионных договорах все необходимые способы использования объекта;
  • заключать с работниками-авторами служебных произведений помимо трудового договора дополнительные соглашения о вознаграждении за произведения, созданные вне рамок выполнения установленных для работника трудовых обязанностей;
  • по возможности фиксировать в трудовом договоре запрет для работника на публикации по теме исследования, выполняемого в рамках трудовых обязанностей;
  • включать положения о передаче прав на служебные произведения или изобретения (полезные модели, промышленные образцы) работодателю не только в трудовые договоры с непосредственными авторами таких объектов (журналистами, инженерами), но и с руководящими сотрудниками – руководство, как правило, может быть вовлечено непосредственно в процесс создания указанных объектов. Так, это может помочь избежать конфликтных ситуаций, например, при использовании текстов речей бывших гендиректоров и т. д.

Что предусматривает договор об отчуждении?

Такой документ является правоустанавливающим. Оформляется должным образом, с подробным описанием всех условий, по которым право использования произведения переходит к другому лицу.

Иногда произведение создается по заказу. Тогда в договорах автор фигурирует как Исполнитель, а приобретатель исключительных прав как Заказчик. То, как именуются стороны в каждом случае, оговаривается сразу в начале документа. Основные пункты, которые оговариваются в подобных договорах:

  1. Размер, сроки и способы выплаты авторского гонорара, в отдельных случаях роялти или процент от выручки с кинопроката.
  2. Сроки создания продукта в случае заказа.
  3. Сроки действия исключительных прав на использование произведения, отчужденных от автора. Например, на 3,5,10 лет или бессрочно (навсегда).
  4. Способы и масштабы использования. Для литературных вещей оговаривается возможность перевода, экранизации, переиздания и т.д.
  5. Меры в случае неиспользвания продукта в течении определенного времени.
  6. Неустойки за нарушение условий договора.
  • Скачать бланк договора об отчуждении исключительного права на произведение
  • Скачать образец договора об отчуждении исключительного права на произведение

Условия в разных случаях могут отличаться весьма значительно. Передача прав – это имущественная сделка, и делопроизводство ведется по тем же принципам, что и продажа недвижимости и другого имущества.

Но в любом случае условия сделки не могут противоречить ГК РФ (гл .70 статьи 1255-1302), регламентирующему подобные отношения в основных чертах, а также ст. 307-419 (общие положения об обязательствах) и ст. 420-453 (о договоре).

Если договор составляется на ещё не созданный продукт, в нем подробно оговариваются требования (техническое задание) к будущему продукту.

Юридические лица, которые работают со множеством авторов в потоковом режиме, используют типовые (стандартные) договоры, разработанные юристами специально с учетом требований этого конкретного правоприобретателя.

В интересах каждого автора внимательно изучить все условия этого документа. Автор имеет право требовать изменения условий, но следует реально оценивать значимость своего продукта для приобретателя. Завышенные требования могут привести к тому, что сделка не состоится.

Иногда предложенные условия могут быть слишком радикальными для создателя творческого продукта. Например, после получения гонорара он уже никогда не может публиковать даже фрагмент из проданной вещи. А в случае такой публикации правоприобретатель может расценить это как действие, нанесшее ему материальный урон и требовать компенсацию.

Могут быть даже более жесткие варианты. Поэтому при заключении подобных сделок создателю творческого продукта следует максимально тщательно изучать все условия до мельчайших деталей. В этом смысле договор на передачу исключительных прав схож с другими договорами по имущественным сделкам.

Предлагаем посмотреть видео о тонкостях договора отчуждения исключительного права:

Способы использования продукта

Произведением считаются самые различные продукты интеллектуальной и творческой деятельности. Статья 1259 ГК РФ относит к таким продуктам следующий перечень:

  1. Любые литературные произведения в прозе и стихах, включая киносценарии и пьесы для театра, мюзиклы и тексты для радиопостановок.
  2. Уникальные номера хореографии, циркового искусства и пантомимы.
  3. Все музыкальные произведения и текст, который используется вместе с ними.
  4. Видео и аудиоконтент (фильмы, ролики, трейлеры, радиопостановки).
  5. Картины, скульптуры, комиксы, графика, дизайн интерьеров, одежды и т.д.
  6. Креативные решения в декоративно-прикладной сфере.
  7. Архитектурные и градостроительные, ландшафтные проекты.
  8. Фотографии и другие объекты зафиксированной любыми способами реальности (селфи, слайд-шоу и т.д).
  9. Работы, имеющие научное значение: географические карты, эскизы, планы и т.д.
  10. Другие произведения.

Понятие «другие» означает, что при желании и необходимости таковым может быть признан любой уникальный продукт интеллектуальной и творческой деятельности с выраженными признаками эксклюзивного авторского креатива.

Справка! Изобретения и рационализаторские предложения, научно-технические разработки регламентируются патентным законодательством.

Таким образом, произведение как продукт может иметь самое широкое применение в разных областях. Каким образом может быть использован каждый отдельный продукт, оговаривается исключительно в условиях договора.

Например, для литературных произведений оговаривается:

  • география распространения печатной версии (регион, страна или весь мир);
  • возможность перевода на иностранные языки;
  • создание сценария и экранизация;
  • использование в радиопостановках;
  • возможность переуступки другим лицам и т.д.

Организация приобрела неисключительные права

В этом случае ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете организация не может отнести такой объект к НМА.

В налоговом учете неисключительные права как самостоятельный объект учета не отражаются. Отражению подлежат только расходы на получение их в пользование, то есть авторское вознаграждение и прочие связанные с этим расходы.

Что касается бухгалтерского учета, то неисключительные права на литературное произведение должны быть отражены на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. Об этом сказано в п.26 ПБУ 14/2000. Согласно указанному пункту расходы на приобретение данных прав, включая авторское вознаграждение, в зависимости от порядка выплаты включаются в расходы текущего или будущих периодов.

Налогообложение авторского вознаграждения

Выплачивая автору вознаграждение, организация выступает по отношению к нему налоговым агентом по НДФЛ. Кроме того, у нее возникает обязанность начислить ЕСН на сумму авторского вознаграждения. Но обо всем по порядку.

Согласно пп.3 п.1 ст.208 и п.1 ст.209 НК РФ доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских и иных смежных прав, признаются объектом обложения по НДФЛ. Для таких доходов предусмотрена налоговая ставка 13%, если физическое лицо является налоговым резидентом России (п.1 ст.224 НК РФ). Если автор не является налоговым резидентом России, его доходы облагаются по ставке 30% (п.3 ст.224) .

Подробно вопросы использования авторских прав налоговым резидентом России за ее пределами и налоговым нерезидентом в России в данной статье рассматривать не будем.

На основании п.3 ст.221 НК РФ автору может быть предоставлен профессиональный налоговый вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если же автор свои расходы подтвердить не может, ему предоставляется вычет в пределах норматива, определяемого в процентах к сумме начисленного дохода. Для автора литературного произведения такой норматив составляет 20%.

Организация, выплачивающая вознаграждение автору, должна помнить, что профессиональный вычет предоставляется только на основании письменного заявления автора. Если такого заявления нет, автор может получить профессиональный вычет, только подав соответствующее заявление в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией.

Если организация бесплатно передала экземпляр книги автору, то для него это является доходом, полученным в натуральной форме (пп.2 п.2 ст.211 НК РФ). Этот доход также включается в налоговую базу по НДФЛ (п.1 ст.210 НК РФ), которая определяется в данном случае как стоимость переданного экземпляра, исчисленная исходя из рыночных цен (п.1 ст.211 НК РФ).

Помимо НДФЛ организация, выплачивающая автору денежные средства по авторскому договору, должна начислить ЕСН на сумму вознаграждения. Это следует из п.1 ст.236 НК РФ.

Обратите внимание, что ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ, на авторские вознаграждения не начисляется (п.3 ст.238 НК РФ). Можно ли учитывать суммы выплачиваемых авторских вознаграждений при определении условий для применения регрессивной шкалы по ЕСН? Нет

Можно ли учитывать суммы выплачиваемых авторских вознаграждений при определении условий для применения регрессивной шкалы по ЕСН? Нет.

Право на применение регрессивной шкалы ЕСН зависит от налоговой базы в среднем на одного работника. Для ее расчета учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, установленном Госкомстатом России (п.2 ст.241 НК РФ). Такой Порядок существует, он утвержден Постановлением Госкомстата России от 01.12.2003 N 105.

Согласно п.85 этого Порядка в среднюю численность включается: среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Физические лица, с которыми заключен авторский договор, не относятся ни к одной из этих категорий. Поэтому все суммы, выплаченные им, не учитываются при определении права применения регрессивной шкалы ЕСН.

Что же касается бесплатно переданного экземпляра книги (журнала и т.д.), то с его стоимости ЕСН начислять не нужно. Как уже было сказано, стоимость этого экземпляра не включается в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Поэтому такая выплата автору не признается объектом налогообложения по ЕСН (п.3 ст.236 НК РФ).

Кроме ЕСН, на сумму авторского вознаграждения должны быть начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку в соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» база для их начисления та же, что и по ЕСН.

На суммы начисленных за определенный период взносов на обязательное пенсионное страхование можно уменьшить ЕСН, уплачиваемый в федеральный бюджет, за тот же период (п.2 ст.243 НК РФ).

А вот взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с суммы авторского вознаграждения начислять не нужно. Страхованию от несчастных случаев подлежат только сотрудники организации. Это следует из п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Способы использования

Здесь целесообразно обратиться к статье 1270 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает основные варианты реализации исключительного права.

Итак, в частности, указаны следующие способы:

  1. Воспроизведение. Это означает, что обладатель исключительного права может изготовить любое количество экземпляров в различной форме (например, автор произведения может отпечатать сколько угодно бумажных вариантов книги или сделать аудиокнигу). Кроме того, в качестве воспроизведения закон называет случай записи в память компьютера.

  2. Распространение. Здесь суть в том, что правообладатель может продавать (или отчуждать в других формах) экземпляры произведения, в большинстве случаев получая за это доход.

  3. Публичный показ. Например, презентация кинофильма. При этом демонстрация среди членов своей семьи не считается публичным показом по смыслу ГК РФ, необходимо значительное число посторонних лиц.

  4. Сообщение в эфир (по радио или телевидению), а также по кабелю. Например, когда по радио идет воспроизведение песни.

  5. Пераработка произведения (в частности, перевод). Только обладатель исключительного права может выполнить перевод книги на другие языки. Если перевод производится специалистом, у последнего с правообладателем должен быть лицензионный договор.

  6. Воплощение архитектурного произведения. Так, только с согласия архитектора (правообладателя) допускается создание физического объекта, являющегося реализацией проекта.

  7. Доведение до всеобщего сведения. Иными словами, это выкладывание произведения в сеть «Интернет».

  8. Иные.

Случаи использования без согласия

Как мы выяснили, исключительное право дает правообладателю возможность использовать произведение. Кроме того, те лица, которые им не обладают, не могут совершать никаких действий с произведением. Так, если кто-либо реализует один из рассмотренных нами способов, он нарушает закон.

Но ГК РФ упоминает ряд важных исключений, когда обычный гражданин может использовать чужое произведение без заключения лицензионных договоров. Они закреплены в статьях 1273-1279 ГК РФ.

Итак, свободно можно использовать произведение:

  1. В личных целях (к примеру, включать песню у себя дома для личного прослушивания);

  2. В информационных, научных, учебных, культурных целях (здесь главное, чтобы отсутствовала коммерческая направленность);

  3. Если оно используется библиотеками, архивами, образовательными организациями;

  4. В месте, постоянно открытом для посещения (например, в музее);

  5. На официальных, религиозных мероприятиях, похоронах можно воспроизводить музыкальное произведение;

  6. Для целей правоприменения (например, в следствии, судебном заседании);

Хотя даже с закреплением этих аспектов на практике существует огромное количество противоречий.

И таких моментов всегда очень много. Именно поэтому простому обывателю следует быть осторожным и хотя бы в общих чертах понимать, что такое исключительное право, какие виды свободного использования есть в действующем законодательстве. Ответственность за нарушение исключительного права очень серьезна: некоторые правообладатели даже зарабатывают на этом деньги.

Как можно использовать исключительное право

Извлечение прибыли относится к целям использования исключительного права

Исключительный владелец права может единолично пользоваться объектом, например, товарным знаком. А также может отчуждать своё право, в частности, дарить или продавать. Отчуждение на возмездной основе не всегда связано с извлечением прибыли. К примеру, когда организация ликвидируется, а продажа объекта — это единственный способ не потерять результаты. Как правило, в случаях, связанных с ликвидацией или другим закрытием предприятия, стоимость объекта снижается, но обеим сторонам выгодно такое отчуждение. Кроме абсолютного отчуждения, предусмотрена возможность передачи права в пользование.

А также правообладатель может наследовать объект, как и любую другую собственность. Известным случаем в подобной практике является наследование авторского права на музыкальные произведения бывшего лидера группы «Сектор газа» Юрия Клинских. Даже если в завещании не указано право как вид наследуемой собственности, родственники правообладателя могут требовать через суд признания прав наследования.

В течение всего времени действия договора о залоге правообладатель может использовать это право по своему усмотрению. Так, залог исключительного права не ограничивает свободу действий владельца в отношении выдачи лицензий. Например, некое общество с ограниченной ответственностью оформило кредит, залогом которого выступило право на произведение. Кредит выдан на 5 лет, и в течение этого периода организация может выдавать возмездные лицензии на использование права.

Стороны лицензионного договора могут прописывать любые условия в договоре, который должен соответствовать нормам права

Как защитить исключительное право правообладателя

Правообладатель может предпринять ряд мер. Во-первых, чтобы заявить о своем праве. Во-вторых, чтобы защитить его.

  1. Использовать знак охраны авторского права. На каждом экземпляре помещается знак . Далее имя или наименование правообладателя и год опубликования произведения (впервые). Можно зарегистрировать свое право в РАО (российское авторское сообщество). Автор также может обратиться к нотариусу и получить свидетельство об авторстве.
  2. Способы защиты устанавливает ст. 1252 ГК РФ. Это требования о признании, права, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении права, о пресечении действий, которые нарушают или могут нарушить авторское право.

 
Таким образом, исключительное право очень похоже на право собственности, но защита его сложнее и требует осуществление автором активных действий по его защите.

Договор о передаче имущественных прав

Автору произведения принадлежат исключительные права на его использование. Из этого правила есть одно исключение (см. врезку «Кстати»). Единственным способом их передачи, как сказано в п.1 ст.30 Закона об авторском праве, является авторский договор.

Примечание. Что такое служебное произведение

Согласно ст.14 Закона об авторском праве служебным считается произведение, которое создается автором в порядке выполнения его служебных обязанностей. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Исходя из объема передаваемых прав существует два вида авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав (п.1 ст.30 Закона об авторском праве). Различие между ними состоит в следующем. Передача исключительных прав означает, что автор разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет ему право запрещать подобное использование другим лицам. При этом автор, согласно п.2 ст.30 указанного Закона, обязуется не передавать это право другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. А при передаче неисключительных прав автор, в соответствии с п.3 той же статьи, разрешает приобретателю использовать произведение, но сохраняет аналогичное право за собой и может предоставить его третьим лицам.

Кроме того, в авторском договоре должны содержаться обязательные условия, предусмотренные ст.31 Закона об авторском праве (см

врезку «Обратите внимание»)

Обратите внимание! Существенные условия авторского договора

  1. Способы использования произведения. То есть те конкретные права, которые передаются по данному договору. Это связано с тем, что в соответствии с п.2 ст.31 Закона об авторском праве все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются непереданными. Поэтому неправильной будет фраза: «По настоящему договору передаются все исключительные права на использование литературного произведения».
  2. Срок, на который передаются права. Если такого условия нет, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Но только в случае, если пользователь письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора.
  3. Территория, на которую передается право. Если территория в договоре не указана, право на использование произведения предоставляется только на территории России.
  4. Размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения. Как правило, вознаграждение определяется в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если же этого сделать нельзя, авторское вознаграждение может определяться в виде фиксированной суммы. При таком условии в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения (п.3 ст.31 Закона об авторском праве).
  5. Порядок и сроки выплаты вознаграждения.
  6. Другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

И последнее. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключение — авторский договор на использование произведения в периодической печати, который может быть заключен в устной форме (п.1 ст.32 Закона об авторском праве).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий