Личный досмотр

Кого досматривать нельзя

Категории лиц, которые не подлежат досмотру, определены различными федеральными законами. К ним относятся:

  • действующий и бывший президенты РФ;
  • депутаты Госдумы и члены Совета Федерации;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • руководители и сотрудники Следственного комитета;
  • Уполномоченный по правам человека;
  • сотрудники ФСБ;
  • дипломаты и члены их семей.

Но в некоторых случаях использование данной меры все-таки допускается. Например, если это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Речь идет об обязательном предполетном досмотре. В соответствии с п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса в случае отказа пассажира от процедуры на борт его не пустят.

Личный досмотр сотрудника Следственного комитета разрешен, если его задержали за совершенное преступление. К работникам ФСБ процедура применяется с разрешения суда.
Оформление результатов

Должностное лицо, проводящее досмотр, обязано составить протокол и подробно зафиксировать в нем всю информацию. Копия документа передается гражданину, к которому применили процедуру, по его просьбе.

В протоколе должны быть отражены следующие сведения:

  • место и дата оформления;
  • должность и ФИО лица, составившего документ;
  • личные данные досматриваемого;
  • подробное описание найденных предметов или орудий: тип, марка, серия, номер;
  • вид и реквизиты документов, которые имеются у гражданина.

Если во время исследования делали видеозапись, вели фото или киносъемку, фиксировали вещественные доказательства другими способами, информация об этом отражается в протоколе. Все эти материалы должны быть приложены к документу.

Подписывают его оформлявшее протокол должностное лицо, сам гражданин и понятые, если они присутствовали. Если лицо, в отношении которого проводили досмотр, отказывается от подписи, об этом делают отметку в документе.

Проверка документов

Эта процедура проводится, если есть причины предполагать, что гражданин совершил правонарушение, либо подозревать, что он находится в розыске.

Основания для этого:

  1. Лицо застигнуто на месте совершения правонарушения.
  2. Очевидцы указывают на этого гражданина.
  3. Обнаружены следы преступления на одежде или теле.
  4. Есть сходство с разыскиваемым преступником.
  5. Показания видеокамер наружного наблюдения.
  6. Неадекватное поведение. Человек озирается по сторонам, убегает от милиции и др.

Проверка документов у гражданина.

Какие документы нужно иметь при себе в качестве удостоверения личности (достаточно одного):

  • гражданский, заграничный или дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт моряка;
  • служебное удостоверение.

Комментарий к статье 27.7 КоАП РФ

1. В ч. 1 данной статьи раскрывается содержание понятий «личный досмотр», «досмотр вещей, находящихся при физическом лице» как обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Подчеркивается, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводятся в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

В связи с этим следует отличать личный досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальную меру) от принудительных мер, не связанных с административными правонарушениями, осуществляемых на основании положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, в соответствии с федеральными законами устанавливаются полномочия ряда должностных лиц по применению принудительных мер в отношении гражданина вне зависимости от совершения последним административного правонарушения либо преступления. Например, в соответствии с Воздушным кодексом РФ к участию в предполетном и послеполетном досмотре пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты привлекаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ст. 85). Статья 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп.) предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств. Сходные положения предусматривает ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.), ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) и нормы некоторых других законов. Несмотря на сходство названных принудительных мер с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, их отождествление не представляется возможным, поскольку первые призваны обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, а последние непосредственно связаны с фактами неправомерного поведения.

2. Данной статьей устанавливается исчерпывающий перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, включающий должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление (ст. 27.2) и административное задержание (ст. 27.3).

3. С позиций соблюдения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина большое значение имеет норма данной статьи о проведении досмотра с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Право проведения в исключительных случаях личного досмотра без участия понятых обусловлено необходимостью обеспечения личной безопасности лиц, уполномоченных на проведение личного досмотра, а также иных граждан. При проведении личного досмотра должны быть обеспечены безопасность и личное достоинство досматриваемого, правила санитарии и гигиены.

4. При применении ч. 5 комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. ст. 26.2, 26.6 — 26.8 Кодекса.

5. Весьма важным для последующего вынесения решения по делу об административном правонарушении является строгое соблюдение положений ч. ч. 6 и 7 данной статьи. В случае изъятия вещей и документов в процессе проведения личного досмотра в протоколе о его проведении необходимо сделать запись о таком изъятии. При составлении протокола о проведении досмотра необходимо учитывать также положения п. 2 ч. 4 ст. 28.1 Кодекса.

Одной из гарантий от неправомерного проведения досмотра служит норма о вручении копии протокола о личном досмотре и досмотре вещей владельцу вещей, подвергнутых досмотру.

6. Положения комментируемой статьи о личном досмотре следует отличать от следственного действия — личного обыска, проводимого в соответствии со ст. 184 УПК РФ.

Кто имеет право проводить досмотр граждан

В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.

Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:

  1. Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
  2. Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
  3. Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
  4. Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
  5. Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
  6. Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
  7. Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
  8. Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
  9. Органов наркоконтроля.
  10. Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
  11. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
  12. Миграционных органов.

Особенности проведения административного задержания

Это обеспечительная кратковременная мера, которая проходит в исключительных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП. Ей предшествует доставление, чтобы мочь досмотреть подозреваемого. Она применяется при необходимости правильного и быстрого расследования. Цель — прекращение правонарушения, когда исчерпаны все меры воздействия: уговоры, распоряжения. Если гражданин законопослушный, то к нему эта мера не применяется.

Процедура административного задержания.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, который выдается на руки по просьбе правонарушителя. Срок задержания — 3 часа. Исчисляется он с момента совершения правонарушения, а не со времени доставления в полицию.

Действия при отказе дежурного принять заявление

На основании Приказа МВД России №140 от 01.03.2012 территориальные участки полиции должны принять, зарегистрировать и рассмотреть все заявления, независимо от гражданства.

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

Действия при затягивании следствия

Если действия полицейских незаконно нарушают ваши права, свободы и интересы, то в соответствии со ст. 53 ФЗ «О полиции» их обжалуют в вышестоящем полицейском органе, у вышестоящего должностного лица, в прокуратуре или суде.

Последовательность принятия решения по жалобе регулируется в соответствии с ФЗ от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

Следователь продлить срок следствия не может. Если дело тянется более 2 месяцев, то он обращается в Следственный комитет и указывает причины, с чем это связано. Срок продлевается. После его окончания снова увеличивает период следствия уже вышестоящая инстанция СК

Здесь важно получить постановление СК о продлении сроков и обжаловать его в суде в порядке ст. 125 УПК РФ

Это противоправное действие со стороны полицейских является распространенным. Если вы не совершали никаких правонарушений, то постарайтесь предотвратить вымогательство. Для этого достаньте телефон, включите видеозапись или диктофон. Это иногда помогает. Или сделайте незаметно запись на видео или диктофон, она вам пригодится.

Действия при вымогательстве взятки.

Дальнейшие действия будут такими:

  1. Воспользоваться горячей линией, позвонив по номеру 8-800-250-02-35 и сообщив, что у вас вымогают взятку.
  2. Напишите заявление в Службу собственной безопасности, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Или лучше всего отвезите его сами. Помните, что дача взятки — это такое же преступление, как ее получение. Поэтому во избежание ответственности следует обратиться в правоохранительные органы.
  3. Можно обратиться с заявлением в прокуратуру.

Основания для применения

Поскольку данная мера нарушает личную свободу и неприкосновенность гражданина, для ее применения должны быть веские причины. Основания для досмотра могут использоваться как вместе, так и по отдельности. Решение проводить процедуру принимают по двум поводам.

  1. Имеются сведения о совершенном или совершаемом правонарушении. Они могут быть получены из сообщений физических или юридических лиц, от государственных органов.
  2. Есть предположение об имеющемся у гражданина орудии совершения противоправных действий.

Информация должна быть достаточной для использования данной меры, а предположения обоснованными.

Осмотр

Также сотрудники вправе осматривать транспортные средства, если есть основания полагать, что транспорт используется в противоправных целях, при этом закон обязывает составлять по факту данного действия акт осмотра.

Осмотр и досмотр не взаимосвязаны, отказ от осмотра не может являться основанием для досмотра. А поскольку осмотр является добровольной процедурой, то никакие санкции в отношении лица, отказавшегося от его прохождения, не могут быть применены.

При этом законом четко не оговорена процедура проведения осмотра, что влечет достаточно широкое толкование данного действия сотрудниками полиции (естественно, в сторону увеличения своих полномочий). Поэтому любые требования сотрудников полиции вывернуть карманы или открыть багажник автомобиля можно трактовать, как попытку проведения процедуры досмотра, и требовать составления соответствующего протокола и соблюдения процедуры.

Имеет ли право полицейский проводить личный досмотр без понятых

Однако предусмотрены случаи, когда законом установлены иные лица, имеющие право осуществлять личный обыск. Это касается работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На основании ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений устанавливается обязательное проведение личного обыска.

Правила проведения личного обыска установлены Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». В соответствии с этим Приказом подозреваемые и обвиняемые, поступившие в следственный изолятор (далее — СИЗО), подвергаются полному личному обыску, осуществляемому с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. Также полный обыск производится перед отправкой за пределы СИЗО, а также при водворении в карцер. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений предусматривается проведение неполного личного обыска. Неполный обыск производится при выводе подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО (в медицинскую часть, на прогулку, к фотодактилоскописту, следователю, дознавателю, до и после свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматривается и прощупывается одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания.

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым. 

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции

Однако ни перечень прав работодателя, указанный в Трудовом кодексе РФ, ни права сотрудников частных охранных предприятий (если их силами хотят провести досмотр) не включают в себя право на личный досмотр граждан. Согласно ст. 12.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», сотрудники ЧОП при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов имеют право на осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества.

Работодатели в попытке создать видимость законности досмотра сотрудников нередко вписывают в трудовой договор пункт о согласии на проведение досмотра или же выпускают приказы о пропускном режиме, где обязывают своих работников демонстрировать выносимое имущество. При этом в случае несоблюдения работником требования о досмотре (прописанного в приказе или в трудовом договоре), работодатель вправе лишь наложить дисциплинарное взыскание (согласно ст.

192 ТК РФ, замечание, выговор или увольнение). Однако сотрудник сможет обжаловать такое взыскание в судебном порядке и получить компенсацию морального вреда (согласно ст. 237 ТК РФ).Именно такая ситуация произошла с гражданкой Пикаловой Е.И. Из мотивировочной части дела № 2-3239/2012 Хабаровского края следует, что она отказалась проходить досмотр.

Данное требование было установлено в правилах внутреннего трудового распорядка

Судья обратил внимание на то, что предоставление личных вещей для осмотра не является трудовой функцией, а также сделал вывод о том, что издаваемые работодателем приказы (распоряжения) не могут содержать условия, ограничивающие права работников

Сотрудники ведомственной охраны имеют право проводить досмотр. Однако они служат исключительно на объектах, перечисленных в ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране». К ним относятся объекты являющиеся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов (например, объекты «Росатома», «Роскосмоса» или «Ростеха»).

Согласно ст. 12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, может быть задержано сотрудниками охраны для передачи в орган внутренних дел (полицию). Однако необходимо понимать, что нежелание показать содержимое сумки не является достаточным основанием для досмотра.

Обязательными условиями при производстве являются следующие:

  1. Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
  2. Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
  3. Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
  4. Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
  5. Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
  6. Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  7. При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
  8. Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
  9. Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
  10. Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.

Личный досмотр полицейским.

Бывают случаи, когда полицейские хотят провести процедуру личного досмотра прямо на улице. Здесь необходимо требовать приглашения двух понятых.

Что делать, если правила досмотра нарушены

В первую очередь нужно помнить о том, что отказываться или сопротивляться нельзя, это расценят, как неподчинение должностному лицу. Можно потребовать присутствия адвоката или позвонить в правозащитную организацию.

Если при досмотре нет понятых или не ведется видеосъемка, полицейский отказывается подождать адвоката, протокол составлен с нарушениями, все это необходимо зафиксировать в документе. При отказе от подписи гражданин теряет возможность отразить в нем свое мнение. Поэтому протокол следует внимательно прочитать и около каждой записи, с которой не согласен, сделать соответствующую пометку.

Еще по теме 5. Каковы основания и порядок проведения личного досмотра гражданина в порядке п. 2 части первой ст. 11 Закона о милиции?:

  1. 1. Каков порядок приема милицией заявлений о правонарушениях?
  2. 10. Каков порядок прохождения службы сотрудниками милиции не на должностях рядового и начальствующего состава?
  3. § 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства
  4. 6. Каков порядок реализации милицией права получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них?
  5. 4. Может ли поступить на службу в милицию гражданин иностранного государства (например, Украины) или гражданин, имеющий двойное гражданство (к примеру, России и Израиля)?
  6. § 14. Расторжение трудового договора в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (п. 14 части первой ст. 81 ТК РФ)
  7. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  9. 1. Основания и порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок обжалования такого решения
  10. 12. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОРМ Основания для проведения ОРМ перечислены в Законе об ОРД
  11. Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
  12. § 1. Основания и порядок проведения предварительного слушания
  13. § 3. Основания и порядок проведения предварительного слушания
  14. 3. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Постановление Президиума ВАС РФ, его содержание и вступление в законную силу
  15. 173. Каков порядок введения режима рабочего времени с разделением рабочего дня (смены) на части?
  16. 3. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Постановление Президиума ВАС РФ, его содержание и вступление в законную силу
  17. § 8. Расторжение трудового договора в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 части первой ст. 81 ТК РФ)
  18. 16.5. Основания и порядок проведения предварительного слуша­ния 16.5.1. Общая характеристика
  19. 25. Каковы основания и порядок снятия государственных номерных знаков с автомобилей, мотоциклов?

Досмотр транспортного средства

То есть обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Проводится эта процедура в присутствии двух понятых (либо с использованием видеозаписи) и лица, во владении которого находится досматриваемое транспортное средство (согласно п. 3 ст. 27.9 КоАП РФ, в случаях нетерпящих отлагательств, автомобиль может быть досмотрен без владельца).

Понятые в процедуре досмотра

Согласно требованию кодекса об административных правонарушениях, понятые должны присутствовать при проведении любой процедуры досмотра. Однако при досмотре транспортного средства или вещей, находящихся при физическом лице, должностным лицам разрешено использовать видеосъемку данной процедуры.
П. 4 ст. 27.7 устанавливает, что в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. Любовь законодателей к размытым формулировкам и отсутствие хоть какой-то попытки конкретизировать норму права позволяют любые домыслы должностных лиц принять за достаточные основания.
Таким образом, всё сильнее нивелируется значение понятых при проведении процедуры досмотра

Нередко сотрудники полиции используют «штатных» понятых или не зачитывают им права, а во время досмотра понятые обращают внимание куда угодно, только не на саму процедуру

Протокол досмотра

Отсутствие протокола досмотра является самой частой причиной невозможности обжаловать действия должностных лиц. Чаще всего сотрудники полиции стараются «осмотреть» машину, требуя открыть багажник/двери/бардачок или же «осмотреть» гражданина, заставив его продемонстрировать содержимое своих карманов или ботинок.
Поэтому, если у сотрудника полиции появилось желание провести досмотр, самое главное заставить его составить соответствующий протокол.

В протоколе делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные в результате такой фиксации, должны быть приложены к соответствующему протоколу.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутому досмотру (или лице, в чьём ведении находится транспортное средство, если производится досмотр автомобиля). Также указываются данные о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре.

Протокол подписывается должностным лицом его составившим, лицом, в отношении которого применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и понятыми. В случае отказа от подписи, в протоколе делается соответствующая запись.

Кто имеет право проводить досмотр
Полный перечень лиц, имеющих право на проведение досмотра, содержится в ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП РФ, однако вероятность встретить, например, должностных лиц пограничной службы или ВАИ, желающих провести данную процедуру, невелика. Чаще всего досмотр осуществляют полицейские и приставы, при посещении здания суда.
Нередко этим занимаются и лица, не имеющие соответствующих полномочий (например, охранники).

Большинству граждан проще позволить нарушить своё конституционное право на неприкосновенность частной жизни, чем попытаться обязать должностное лицо соблюсти требования при проведении процедуры, и их понять можно. Однако оправдание постоянных нарушений при проведении досмотра судами, прокуратурой и начальниками полиции оправдывать нельзя.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий