Перечень изменений в федеральном законе об ОСАГО

Предъявление электронного полиса ОСАГО

Важнейшим нововведением является возможность оформить электронный полис. Тогда логично возникает вопрос, как его предоставлять сотруднику ГИБДД. В первую очередь, отметим, что он хранится не в бардачке, как все документы, а в системе РСА. Для полицейских специально разработали сервис проверки.

Последовательность действий в таком случае следующая:

  1. Сотрудник ГИБДД входит в базу данных.
  2. Вводит регистрационный номер гражданина, VIN-показатель автомобиля.
  3. Запускает режим поиска.

Сотрудник полиции, если отсутствует база данных, может проверить подлинность документа в РСА. Процедура идентичная перечисленной выше. В связи с этим, Вы сможете не возить с собой бумажный вариант полиса, распечатывать на принтере, заверять печатями. Век современных технологий позволяет проверить данные в режиме онлайн.

Осмотр автомобиля, пострадавшего в ДТП

Осмотр имущества должен быть произведен экспертом не позже, чем через 5 дней после оформления и подачи заявления о случившемся ДТП в страховую компанию

На протяжении 5 дней со дня оформления и подачи заявления о случившемся ДТП в страховую компанию, эксперт должен произвести осмотр имущества.

Обратите внимание, что специального заявление на проведение осмотра писать не нужно, потерпевший обращается в страховую организацию и доказывает факт произошедшей аварии, предоставляет полис ОСАГО. После этого сотрудники регистрируют заявление, далее производится осмотр

Если Вы хотите обратить внимание на скрытые дефекты в транспортном средстве, можно написать формулировку «Требуется экспертиза на установление скрытых дефектов» в заявлении. 

Сотрудник-эксперт, имеющий техническое образование, проводит детальный осмотр машины, устанавливает степень повреждений. В результате составляется и заполняется карта осмотра, состоящая из граф, в которые вписываются изъяны. Кроме того, составляется заключение с рекомендациями по ликвидации дефектов, производится расчет необходимых материалов, стоимость работ, новых запчастей и общая цена ремонта.

В процессе осмотра владелец должен проследить, чтобы все дефекты были отражены в акте осмотра. Акт действует до тех пор, пока потерпевший не получит материального возмещения вреда.

Какие ожидаются изменения в законе об ОСАГО в 2019 году

Изменения, вводимые на законодательном уровне, оказывают серьезное влияние на водителей в практической деятельности. Многие новеллы находились на стадии разработке и не были приняты официально законодателем, однако с августа 2019 года в силу вступили некоторые положения, касающиеся ремонта, штрафов, цен, выплат.

По ремонту автомобиля

Основная поправка 2019 года – страхователю не выдается денежная компенсация на руки, машина автоматически направляется в СТО, где подлежит ремонту.

Данное нововведение было сформулировано с целью исключения вероятности обмана со стороны водителей, ведь случаи махинаций с полисом ОСАГО стремительно увеличиваются. Вместе с этим, есть и положительный момент – ранее суммы выплаты могло не хватить на проведение ремонта машины, сейчас же страховая компания обязуется оплатить полный ремонт, автолюбители могут не переживать за размеры счетов.

Деньги в чистом виде могут выплачиваться в случаях:

  1. Тотальное повреждение машины, которая в дальнейшем не подлежит оплате.
  2. Сумма ремонта превышает 400 000 рублей, водитель не хочет доплачивать остаток.
  3. Если сотрудники не могут направить машину в выбранную при заключении договора СТО.
  4. Когда страховая компания не укладывается в 30 дней, в течение которых должен быть проведен ремонт.
  5. Если страхователь обратился с письменным заявлением о необходимости выплаты денежной компенсации, например у водителя возникло тяжелое материальное положение. Выплаты в таком случае будут организованы в исключительных случаях, когда будут доказаны веские основания.

По штрафам

Больших изменений относительно штрафов на законодательном уровне не произошло

Относительно штрафов на законодательном уровне кардинальных изменений не произошло.

В Кодекс об административных правонарушениях введена статья о наложении штрафа на иностранных автолюбителей, у которых не будет Зеленой карты. Процесс контроля в данном случае возлагается на Таможенную службу, однако размер штрафа пока не установлен.

В перспективе планировалось увеличить размер штрафа за проезд без полиса ОСАГО с 800 рублей до 8000 рублей. В том случае, если обнаружен поддельный документ – сотрудники лишат водителей прав. Такие изменения в 2019 году не наступили и до конца года введены не будут.

По стоимости обязательного автострахования

Стоимость полиса ОСАГО в текущем году повышается в сравнении с ценами 2018 года, однако касательно тарифов особых изменений не было. Ранее были указаны размеры региональных коэффициентов, подробную информацию можно уточнить у сотрудников страховой организации.

В 2019 году бонус-малус будет рассчитываться по обновленной схеме: он будет присваиваться по отношению к водителю.

По выплатам

Касательно выплат изменится предел компенсации по Европротоколу – с 2020 года она составит 100 000 рублей, в 2019 – 50 000 рублей. Законодательно предлагается изменить лимит компенсации в городах Москве и Питере, однако пока такие введения не одобряются Правительством РФ.

Контроль над исполнением закона

Шофер при контакте с сотрудником правоохранительных органов должен предоставить страховой полис ОСАГО в бумажном или электронном варианте

В статье 32 ФЗ № 40 указывается механизм обеспечения контроля за исполнением положений закона. В соответствии с нормативно-правовым актом процесс контроля возлагается на сотрудников полиции, которые отвечают за безопасность на дорогах.

Водитель при контакте с сотрудником правоохранительных органов должен предоставить страховой полис ОСАГО в бумажном или электронном варианте.

Таможенные органы и уполномоченные сотрудники в определенной части так же организуют контроль. Например, они накладывают на водителей обязанность страховать гражданскую ответственность в процессе въезда машины в РФ, а так же при выезде из страны в другие государства, являющиеся субъектами международного страхования.

Региональные коэффициенты и тарифы

На стоимость полиса влияет множество факторов

Прежде всего необходимо указать, что на стоимость ОСАГО оказывают влияние несколько факторов:

  • мощность двигателя машины;
  • территория использования (сельская или городская);
  • возраст и водительский стаж человека;
  • количество граждан, допущенных к управлению средством;
  • авариийность, то есть сколько аварий было у водителя в прошлом;
  • использование прицепов;
  • период пользования машиной.

Страховыми компаниями устанавливается базовая ставка для людей, которые управляют машиной категории «В», «ВЕ»

Помимо базовой ставки необходимо обращать внимание на региональные коэффициенты, оказывающие влияние на стоимость полиса:

  • в Москве, Перми тариф составляет 2;
  • на территории Московской области – 1,7;
  • в городе Санкт-Петербург – 1,8;
  • на водителей Ленинградской области распространяются коэффициенты 1,3;
  • в Екатеринбурге, равно как и в Уфе, Краснодаре, Новороссийске – 1,8;
  • граждане Якутии уплатят по коэффициенту 1,2;
  • в городе Владимир – 1,6.

Полный перечень регионов и городов можно увидеть в Указаниях Центрального Банка РФ, либо у сотрудников страховой организации.

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Если попал в ДТП в 2019–2020 году

Новые изменения в ОСАГО в 2018 году позволили расширить возможности оформления аварии (европротокол) ее участниками без вызова госавтоинспекции:

  • размер компенсаций подняли до 100 000 рублей, если у сторон нет взаимных претензий;
  • с лета 2018 года разрешается оформление европротокола при расхождениях во мнениях относительно виновности сторон с условием, что нет пострадавших.
  • Автомобиль должен иметь кнопку ГЛОНАСС либо мобильное приложение «ДТП. Европротокол».

Зафиксировать детали автопроисшествия следует незамедлительно после инцидента с помощью мобильного устройства. Фиксации подлежат:

  • госномера участников, желательно и свидетеля аварии;
  • повреждения, которые получил автомобиль;
  • расстановка средств передвижения на проезжей части;

Нередки случаи, когда экспертам страховой организации трудно сделать вывод о виновности участника аварии. Тогда производится возмещение равными долями каждой стороне. При несогласии с вынесенным решением гражданин вправе обратиться с иском в суд.

С октября следующего года по договору ОСАГО 2019 года снимут ограничения по размеру компенсации для регионов России, которые уже не применяются в двух российских столицах и их областях. Во всех других случаях протокол оформляется согласно действующему законодательству сотрудниками ГИБДД.

Что говорится в законе об ОСАГО

В противном случае у страховщика будут все основания подключить регресс по ОСАГО к такому клиенту в будущем (пп. «к», п. 1 ст. 14 Закона), чтобы возместить себе те финансовые потери, которые он понес при оплате потерпевшему в ДТП возмещения ущерба. Но кроме документов есть и иные новые правила, которые сейчас отражены в Законе.

На основании новых поправок в Закон страховая компания сегодня уже обязана:

  1. Обеспечить бесперебойный процесс оформления на своем сайте такого полиса.
  2. Выдать бесплатно полный доступ к личному кабинету лицу, подающему заявку на покупку полиса.
  3. Сделать понятной анкету заявку. Заявка, выложенная на сайте компании для оформления Е-ОСАГО, должна содержать ограниченный перечень понятных пунктов, которые будет заполнять каждый страхователь, желающий получить электронный продукт.
  4. Обеспечить свободную оплату продукта. Оплатить через сайт стоимость продукта страхователь должен без каких-либо зависаний и препятствий.
  5. Не затягивать сроки с выдачей готового полиса клиенту. Страховая фирма обязана тут же выдать готовый полис, как только клиент оплатить его стоимость.
  6. Каждый полис ОСАГО со стороны страховщика обязательно должен быть скреплен электронной подписью соответствующего образца.
  7. Если у клиента есть желание получить электронный полис еще и в бумажном виде, тогда страховщик выдает его следующими путями:
    • в своем офисе;
    • курьерской доставкой под роспись;
    • почтовой посылкой, ценным заказным письмом.
  8. Своевременно информировать Центробанк России о том, что произошли те или иные сбои в работе электронных систем, обеспечивающих оформление полисов, с целью вовремя корректировать схему продаж продукта через Интернет.

В отношении самих страхователей (клиентов, пользователей страховыми продуктами по автомобильной защите) действуют для них следующие обязанности.

Опять меняют ОСАГО

По некоторым поправкам еще будут выходить разъяснения и меняться правила страхования. По закону на это есть несколько месяцев. Нужные программы тоже пока в разработке, или к ним есть вопросы. Будем следить за официальными новостями, но уже сейчас вводим вас в курс дела по поводу дат вступления в силу.

Что меняетсяКогда заработает
Виновные в ДТП пешеходы не будут возмещать ущерб, если пострадали в ДТПс 1 мая
Регресса не будет, даже если виновник аварии по европротоколу вовремя не передал извещение страховщикус 1 мая
Европротокол можно оформить через госуслугис 1 сентября
Возмещение по европротоколу вырастет до 400 тысяч по всей России, но только если использовать средства контроля ГЛОНАСС или специальное программное обеспечениес 1 октября
За отказ от освидетельствования и алкоголь после ДТП могут предъявить регрессное требование — то есть заставят компенсировать выплату пострадавшему даже при наличии полиса ОСАГОс 29 октября
При ДТП с участием иностранной машины при наличии у нее ОСАГО или зеленой карты можно оформить европротокол и получить прямое возмещение убытковс 29 октября
При оформлении ОСАГО на машину без регистрации нужно подтвердить право собственностис 29 октября
Бумажный полис необязательно возить с собой, хватит электронного. Их уравняли, но штраф пока не отменилис 29 октября
Для возмещения вреда начнут принимать документы из МЧС и от скоройс 29 октября

Что такое натуральное возмещение по ОСАГО

До последнего времени страховые компании в случае ДТП выплачивали денежные компенсации пострадавшей стороне в соответствии с суммами, заявленными в страховых полисах. В новой редакции ФЗ об ОСАГО будет предписывать страховщикам направлять владельцев повреждённых транспортных средств в сервисные центры, с которыми страховые компании предварительно заключили договора. Таким образом, денежные выплаты уйдут в прошлое, уступив место натуральному возмещению по ОСАГО. Такие механизмы действуют во многих развитых странах, доказывая на практике эффективность подобной схемы, защищающей интересы всех участников.

Натуральное возмещение по ОСАГО предполагает следующие условия:

  • сервисный центр, с которым страховщик заключает договор, должен находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП и пункта проживания потерпевшего;
  • список станций техобслуживания, с которыми страховая компания заключила договор, должен публиковаться на официальном сайте страховщика.
  • если автоцентр находится дальше 50 километров, страховщик обязан оплатить доставку повреждённого транспортного средства в мастерскую;
  • владелец поврежденного автомобиля может выбирать автоцентры из списка СТО, с которыми данная страховая компания заключила договор.
  • если повреждённый новый автомобиль эксплуатируется не более 2-х лет, восстановительные работы должны проводиться в официальном дилерском центре;
  • гарантии на ремонт транспортных средств в рамках натурального возмещения по ОСАГО составляют 6 месяцев, а в случае кузовных и малярных работ – 12 месяцев;
  • в процессе ремонтных работ должны использовать только новые комплектующие, если владелец автомобиля не дал отдельного разрешение на применение деталей, бывших в употреблении;
  • ремонт должен быть осуществлён в течение 30 рабочих дней, считая с момента доставки автомобиля в сервисный центр. Каждый день просрочки обойдётся страховщику в 0,5% от суммы страховой компенсации;
  • при превышении стоимости ремонта страховой выплаты страховщик должен указать в направлении сумму переплаты, которая будет перечислена на счёт станции техобслуживания, занимающейся восстановлением повреждённого авто

В случаях, когда авария привела к полному уничтожению транспортного средства без возможности восстановления, смерти или тяжким повреждениям здоровья, предусматривается денежная компенсация. Закон предусматривает запрет на натуральное возмещение по ОСАГО в случае, если страховая компания неоднократно нарушала перечисленные положения. При подобном запрете страховщик будет снова возвращён к денежным компенсациям страховых случаев.

Документы для выплаты может оформить не только полиция, но и спасатели с врачами — с 29 октября

Сейчас в законе упоминаются только документы от полиции или европротокол. Хотя справки ГИБДД уже давно не выдает и страховые компании не могут их требовать. Основной документ — это извещение. С 29 октября факт наступления страхового случая будет подтверждать справка из аварийно-спасательной службы или медучреждения — при условии, что сотрудники выезжали на место происшествия.

Пригодится тем, у кого из-за аварии пострадало здоровье. Пешеходы и пассажиры тоже имеют право на возмещение вреда за счет ОСАГО. Но непонятно, что это будут за документы и у кого их просить. Справка из больницы не может заменить документы о ДТП. Как обычно, ждем разъяснений.

Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности

Федеральный закон определяет порядок и принципы процесса возмещения материального и морального вреда лицам, понесшим убытки в результате происшествия на дороге.

В ФЗ закреплен порядок и принципы процесса возмещения материального и морального вреда лицам, понесшим убытки в результате происшествия на дороге.

Страхование автомобилей выступает важнейшим видом страхования, наличие которого обязательно. В соответствии с ним страховщик не имеет право отказать водителю в заключении договора и оформлении страховки. Вождение машины без нее запрещено на законодательном уровне.

Правовая характеристика ФЗ сводится к следующим моментам:

  1. Описывает основные понятия и процедуры, касающиеся обязательного страхования и отражает механизм защиты прав потерпевших от ДТП.
  2. Устанавливает порядок получения и продления полиса ОСАГО.
  3. Определяет порядок возмещения причиненного вреда, при этом он может быть причинен как транспорту, так и здоровью человека.
  4. Регламентирует проведение технической экспертизы.
  5. Говорит о системе международного взаимодействия.

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Цель рассматриваемого закона сводится к охране прав и интересов субъектов – физических, юридических лиц в процессе возникновения страховых случаев.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Защита интересов потерпевшего, сопровождающаяся выплатой компенсации за материальный вред, причиненный в ходе аварии на дороге.
  2. Реализация единой страховой политики в отношении участников дорожного движения.
  3. Формирование общих принципов, порядка и механизма страхования, которые могли бы обеспечить безопасное состояние граждан, иных субъектов РФ.
  4. Сокращение сроков между происшествием на дороге и выплатой компенсации страховой компанией.

Статьи закона об ОСАГО

Оформление полиса — обязанность каждого владельца транспортного средства

Рассматривая нормативно-правовой акт, необходимо обратить внимание на основные аспекты закона:

  1. Обязанность каждого водителя – оформить полис ОСАГО.
  2. Установление перечня объектов, подлежащих обязательному страхованию, размеров и коэффициентов, тарифов выплат.
  3. Последовательность оформления ДТП с использованием преимуществ полиса ОСАГО.
  4. Процесс, организация технической экспертизы, осмотра машины.
  5. Условия возмещения убытков стороне потерпевших.
  6. Ведение реестра фирм, которые оказывают услуги в области страхования.

Отдельно в ФЗ об ОСАГО указываются нормы, которые касаются профессиональных объединений страховых фирм. В заключении устанавливаются нормы страхования в пределах международного взаимодействия.

Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейших перемен

Ввиду того, что нормативный акт постоянно совершенствуется и дополняется, необходимо понимать основные изменения:

  1. Не так давно в законе скорректировались сроки проведения осмотра поврежденного транспорта сотрудниками страховой организации. Ранее он исчислялся с момента предоставления машины к осмотру и составлял 5 дней, теперь срок тот же, но начинается он с момента подачи данных об аварии на дороге в страховую фирму.
  2. Воспрещается проводить самостоятельную экспертизу, которая в большинстве случаев учитывает интересы одной стороны. Заключения по такой экспертизе не будут обладать юридической силой и служить основанием для назначения выплат.
  3. Срок действия договора страхования, а значит и полиса, составляет 1 год.
  4. Срок рассмотрения претензий и заявлений со стороны водителей в отношении страховых фирм увеличивается до 10 дней.
  5. Не так давно начало действовать натуральное возмещение ущерба, то есть теперь денежные выплаты будут заменены на оплату ремонта машины с дефектами, деньги будут перечисляться на счета станции, ведущей ремонт.
  6. Полис ОСАГО с недавнего времени можно получить через интернет в режиме онлайн.
  7. Накладывается ответственность на водителей, предоставивших недостоверные сведения о транспортном средстве или личности в процессе оформления полиса.

Новые полисы

Содержание новых полисов изменилось не существенно

Новый вариант полиса ОСАГО кардинально изменился, в том числе цвет с зеленоватого поменялся на розовый. При этом содержание существенно не изменилось, в верхней части указывается номер и серия, срок действия, ставится штамп страховой компании.

Серия документа в настоящее время едина – ЕЕЕ, при этом номер является уникальным, он разный у каждого водителя.

В документе помимо вышеуказанных данных вписываются:

  1. Срок пользования автомобилем.
  2. В графе собственник указываются данные о владельце, даже если страховку оформляет не сам собственник.
  3. Цель использования транспортного средства, это учебные, личные, коммерческие мотивы.
  4. Полис может быть как закрытым, то есть им пользуется собственник, так и открытый – ограничения не накладываются. В страховку может вписываться совершенно неограниченное количество водителей.
  5. Разъяснения касательно страховой суммы, а так же продолжительность действия документа.
  6. Особые отметки и примечания.

Изменения по электронным полисам

Сентябрьским письмом ЦБ РФ за №4723 внесены поправки и преобразования в процедуру электронного документооборота.На основании указа вносятся изменения в ОСАГО в плане интернет-обработки и регистрации заявок граждан по автострахованию:

  • изменен способ оформления электронной подписи. Разрешено писать слова только латиницей, использовать арабские цифры до десяти символов. Нововведение связано с многочисленными жалобами автовладельцев, когда у них не получалось зарегистрироваться онлайн из-за совпадения в написании букв латинского и русского алфавитов;
  • на одну учетную запись пользователя регистрируется один телефонный номер или электронная почта;
  • изменилась процедура выдачи страховки. Автополис становится действительным не сразу после регистрации, а через три дня. Введение временного интервала связано с нередкими случаями мошенничества со стороны несознательных автовладельцев. Попав в аварию и не имея автополиса, граждане ухитрялись быстро его оформить и подать на компенсацию за аварию;
  • в целях защиты граждан от мошенников установлены новые правила в отношении отсканированных копий документов. После внесения поправок время их предоставления ограничено тремя часами;
  • в ОСАГО изменения 2018 года коснулись формы полиса с использованием QR-кода, который дает полную информацию через сайт РСА или мобильное приложение на телефоне.

С нового года ожидается долгожданное для автомобилистов упразднение обязанности предъявлять страховой полис в бумажном виде.

Изменения пдд с 2018 года: чего ждать?

Чтобы быть в курсе всех изменений в КоАП и знать размеры штрафов за тот и иной случай, обращайтесь на Официальный портал правовой информации. Вводите название нужного вам Федерального закона и вам будет предоставлена вся информация о новых и изменениях в действующих.

Это совершенно не говорит о том, что вы имеете право отказаться от уплаты. В таком случае на вас будет наложена дополнительная санкция, которую сотрудник автоинспекции вправе применить согласно КоАП. Будьте ответственны и знайте не только свои права, но и обязанности, о которых очень часто многие забывают, доказывая сотрудникам свою точку зрения, а не факт.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель.

Увы, Веста все еще ждет своего часа на задворках редакционной парковки. Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников.

Какие еще нововведения ожидают автомобилистов

В 2019 году планируется введение «безлимитного европротокола» по всей территории России. Европротокол будет оформляться с помощью фото- и видеосъемки, включая спутниковую систему раскадровки местности.

Тарифный коридор также обещают расширить до 30% в 2019 году и до 40% в 2020. Центробанк намерен в ближайшие два-три года отменить коэффициенты: по мощности двигателя и территориальный.

Полис привяжут к водителю, а не к автотранспортному средству. У каждого водителя появится собственная страховая история. В связи с этим страховка ОСАГО для добросовестных водителей будет стоить дешевле.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий