Объекты авторского права: понятие, признаки, виды

Определение творчества

Обычно творческая деятельность определяется как умственная, то есть духовная, интеллектуальная или мыслительная. Ее результатом становится создание самостоятельного творческого произведения искусства, науки и литературы. Иногда подобную деятельность называют продуктивной, и она является противоположностью репродуктивной, которая выражается в обработке уже готовых мыслей или образов согласно формальным правилам логики.

Естественно, творчество представляет собой субъективное понятие. Если для одного человека вывод по научной работе является плодом сильного творческого напряжения, то для других это стандартный итог работы специалиста определенной квалификации. По этой причине, даже несмотря на то, что было написано много статей и книг на эту тему, найти общепринятый критерий для определения творческой деятельности не удалось.

Для чего нужна оценка их стоимости и как она проводится?

Под оценкой понимают специальное исследование, которое позволяет определить стоимость авторских объектов. После ее проведения профессиональный оценщик выдает официальный документ, имеющий юридическую силу, который может быть использован в качестве доказательства при рассмотрении спора о стоимости в суде.

Проведение оценки может потребоваться в следующих случаях:

  1. для определения размера гонорара автора творения при оформлении передачи прав пользования на объект;
  2. для установления стоимости при заключении сделки купли-продажи;
  3. для расчета суммы ущерба, который был нанесен правообладателю по причине незаконного использования объекта.

Для проведения потребуются следующие документы:

  • детальное описание произведения с указанием автора, правообладателя и даты создания;
  • перечень расходов с указанием размера трат, которые были понесены автором в процессе создания, включая расходы на рекламу и сопровождение;
  • данные о доходах, которые правообладатель получил, используя произведение;
  • данные об имеющихся обременениях и ограничениях на использование объекта, а также судебных делах, связанных с правами на него;
  • имеющееся лицензионное соглашение.

Вышеуказанный перечень документов может быть дополнен в зависимости от задачи, поставленной перед оценщиком.

На что может распространяться действие АП?

В гражданском кодексе можно найти информацию, касающуюся того, на какие категории результатов творчества, действие авторского права не распространяется.

В частности, можно указать следующие моменты:

  • идеи и способы;
  • открытия;
  • языки программирования и прочие.

Лишь после облечения в определенные формы выражения, эти результаты творческой работы могут быть положены в основу объектов АП. В остальном, никаких препятствий к использованию одной и той же концепции или методик. Этот момент очень важен, поскольку несоблюдение такого правила станет серьезным препятствием на пути прогресса.

Причина

Причина, по которой данные произведения не могут считаться авторскими, довольно проста – лица, написавшие проект закона или сделавшие эскиз денежного знака, не могут влиять на их использование, так как они являются государственной собственностью. Именно поэтому словосочетание «автор закона или флага» должно восприниматься только в бытовом плане. Авторско-правового смысла в этом нет.

Следует учесть, что творческая работа по систематизации судебных решений, законов, а также административных и иных актов – повод для отнесения результата подобного труда к авторскому праву.

Авторское право, помимо прочего, не относится к методам, идеям, процессам, способам, системам, принципам, концепциям, фактам и открытиям. Подобное ограничение обусловлено не государственной принадлежностью произведения, а тем, что авторское право не имеет возможности обеспечить необходимый контроль над перечисленными достижениями.

Список

Так, объектами авторского права можно считать:

  1. Произведения литературы.
  2. Произведения и пантомимы, входящие в группу драматических, сценарных, музыкально-драматических, хореографических, музыкальных и т.д.
  3. Произведения аудиовизуальной категории. Сюда входят теле-, кино-, видеофильмы, диафильмы, слайды и остальные произведения подобного рода. Они состоят из серии кадров, связанных между собой, и могут сопровождаться аудиодорожкой. Предназначены подобные произведения для слухового и зрительного восприятия посредством необходимого технического оборудования. Что еще входит в список объектов авторского права?
  4. Являются таковыми произведения изобразительного искусства, включая графические рассказы, комиксы, графику, дизайн, скульптуру и живопись.
  5. Произведения сценографического и декоративно-прикладного искусства. Последнее предполагает двухмерное или трехмерное произведение, которое было перенесено на предметы быта, в том числе речь идет о промышленном промысловом производстве.
  6. Произведения градостроительства, архитектуры и садово-паркового искусства.
  7. Произведения фотографического искусства и аналогичные ему.
  8. Геологические, географические и иные виды планов, карт, эскизов и пластических произведений. А какие произведения не являются объектами авторского права?

Все перечисленные выше объекты авторского права могут подразделяться по множеству разновидностей и подвидов. Так, например, произведения литературы могут быть предназначены для учебной, научной или художественной сферы. Некоторые виды произведений напрямую описаны законом, например, в случае комиксов. Однако все виды, даже не включенные в список выше, могут стать объектами авторского права только в том случае, если они возникли в результате творческой деятельности и имеют объективную форму.

Из перечисленных произведений являются объектами авторского права все без исключения.

Каждый автор обладает индивидуальными и неповторимыми способностями, он самостоятельно создает свое произведение, что делает его оригинальным. Однако некоторые самостоятельные произведения могут также связываться с другими, дополняя их или обладая новой формой выражения. Подобные произведения часто называют производными. Это могут быть обработки, переводы, рефераты, аннотации, обзоры, резюме, аранжировки, инсценировки и т.д.

Но какие же произведения не являются объектами авторского права? Варианты ответа интересуют многих.

Кроме производных произведений, объектами авторского права справедливо считаются сборники в виде антологии, энциклопедии, базы данных и т.д., а также иные произведения, которые представляют собой результат творческой работы, заключающейся в подборе и систематизации собранных материалов.

Авторские права: правоприменительная практика

Интересно будет рассмотреть то, каким образом должна осуществляться корректная реализация принципов авторского права, установленных российским законодательством.

Как мы уже отметили выше, личный аспект авторских прав нельзя передать по договору или каким-либо другим образом. Поэтому создатель творческого продукта в любом случае, как отмечают российские юристы, вправе требовать указания своего имени или псевдонима при использовании соответствующего произведения, к примеру, в коммерческих целях. Например, если дизайнер, находящийся в статусе физического лица, разработал прототип веб-сайта, то данный продукт попадает под защиту законодательством об авторских правах. Следовательно, компания-заказчик, несмотря на то, что приобрела у исполнителя исключительные права на коммерческое использование творческого продукта, по закону должна указать, в свою очередь, в нижней части сайта сведения об исполнителе, чья концепция дизайна используется.

В свою очередь сам фрилансер имеет полное право разместить в своем личном портфолио ссылку на данный веб-сайт. Разумеется, при условии, что этим он не нарушит подписанные соглашения о соблюдении коммерческой тайны или иные законодательные положения — например, те, что отражают необходимость защиты персональных данных. Аналогичные нормы закона действуют также и в отношении любых других творческих продуктов. В том числе и в тех случаях, когда они созданы не одним автором, а группой. За исключением вариантов, когда исполнитель — юридическое лицо.

Определение авторского права

Авторское право может пониматься в двух аспектах — объективном и субъективном. Касательно первого данный термин можно интерпретировать как совокупность норм законодательства, обеспечивающего защиту авторства в отношении произведений литературы, искусства, научных достижений, а также устанавливающего режимы правомерного использования соответствующих ресурсов. В данном контексте авторское право, таким образом, выполняет следующую совокупность функций:

— соотнесение объекта правовой защиты с личностью их автора;

— определение способов, посредством которых правообладатель сможет пользоваться результатами своего труда;

— нормирование процедур доступа к предмету защиты других лиц;

— наделение авторов предусмотренным законом комплексом прав, носящих характер имущественных либо личных.

Таким образом, посредством установленных законом механизмов защищаются объекты авторского права, природа которых может быть самой разнообразной. В рамках данной трактовки авторское право понимается как некий институт, обеспечивающий определенной категории граждан гарантированную государством защиту — в аспекте созданных ими творческих продуктов.

Есть и другая интерпретация рассматриваемого термина. Авторское право может пониматься также и в субъективном аспекте как совокупность неких полномочий, которые предоставляются человеку для охраны его интересов, связанных с защитой созданных им творческих продуктов. В данном контексте рассматриваемый термин часто употребляется во множественном числе. То есть применительно, например, к литературному произведению или музыкальному файлу, оно будет звучать как «авторские права».

Изучим то, как понимается рассматриваемый термин в российских законах. Например, в 1255-й статье ГК РФ сказано, что авторскими признаются интеллектуальные права на то или иное произведение. При этом, как отмечают юристы, некоторые положения Кодекса можно интерпретировать как относящие авторские права к имущественным. То есть, человек, написавший книгу или песню, может впоследствии распоряжаться ими так, как любой другой собственностью — извлекать выгоду, продавать, дарить, видоизменять.

Можно отметить, что имущественный аспект владения творческим продуктом в российской правовой практике часто именуется «исключительным правом». Хотя не все юристы с этим согласны. По мнению некоторых, «исключительные» права всегда присутствуют в спектре авторских, в то время как имущественные могут и не реализовываться владельцем творческого продукта на практике.

Авторские права в субъективном понимании можно также в полной мере классифицировать также как неимущественные, связанные с личностью автора.

Более того, как отмечают юристы, именно неимущественные права в контексте рассматриваемого термина первичны. Только при условии их корректной реализации можно говорить о другой категории прав. Рассмотрим простой пример. Человек написал песню, которая по всем признакам тянет на плагиат, однако выдал ее за свою и намеревается впоследствии выложить ее в коммерческий музыкальный каталог с тем, чтобы продавать ее копии. Однако, прежде чем фирма-владелец каталога примет песню в продажу и тем самым разрешит автору реализовывать имущественные права, она должна удостовериться в оригинальности трека. С этой целью файл песни направляется экспертам, и они без труда распознают в ней плагиат. И этот факт аннулирует личные права человека, предоставившего файл — не он автор, и потому извлекать выгоду в аспекте имущественного владения продуктом у него нет законных прав.

Отметим, что, несмотря на двойственность понимания природы рассматриваемого термина, субъекты и объекты авторских прав всегда рассматриваются в едином контексте.

Обладают ли театральные программы АП?

Являются ли объектом авторских прав театральные программы? Создание театральной постановки — процесс трудоемкий, длительный и коллективный, в который каждый его участник вносит свой авторский вклад. Согласно ст. 1240 ГК РФ театральное представление является сложным объектом, в состав которого входит несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Театральная постановка на законодательном уровне охраняется с помощью механизма смежных прав (ст. 1304 ГК РФ). С 1 января 2018 года вступили в силу изменения (Закон от 28.03.2017 №43-ФЗ), которые расширили права режиссеров-постановщиков на свои спектакли.

Так, главным документом, с помощью которого происходит фиксация АП на спектакль, признана партитура. С ее помощью теперь режиссер-постановщик может подтвердить свое право на постановку при возникновении спорных вопросов с театром.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.1315 ГК РФ режиссер-постановщик театрального произведения обладает неимущественным правом на неприкосновенность постановки при публичном исполнении и имущественным правом на представление спектакля в живом исполнении (пп.10 п.2 ст.1317 ГК РФ).

Другими словами, театр для постановки конкретного спектакля перед публикой должен получить от режиссера разрешение.

Виды, установленные в законодательстве

Объекты смежных прав перечислены в статье 1304 ГК РФ.

К ним отнесены:

  1. Результаты деятельности артистов, режиссеров и дирижеров, если исполнение произведений осуществляется в форме, которая позволяет их воспроизвести и распространить с помощью технических средств. Произведение должно сохранять свою узнаваемость.
  2. Фонограммы. К ним отнесены любые звуковые записи исполнений или других звуков. Исключением являются составляющая аудиовизуального произведения. Оно к фонограмме не относится.
  3. Передачи организаций эфирного и кабельного вещания, в том числе созданные ими, либо по их заказу.
  4. Базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов.
  5. Произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не нужно регистрировать их объект.

Исполнение и постановка

Постановка и исполнение, как объект смежного права представляет собой создание визуального образа результата деятельности автора, в том числе и с использованием технических средств.

Например, написанная книга. Автор передает права режиссеру-постановщику. Последний вместе со своей группой готовит сценарий, а затем снимает кинофильм, либо ставит спектакль. Также примером могут быть стихи. Поэт написал их, композитор переложил на музыку, а певец исполнил. То есть в обоих случаях имеет место постановка и исполнение в рамках смежных прав.

Фонограммы

По сути фонограмма – это только звукозапись. К таковой отнесены как исполнения, так и другие звуки.

В случае с исполнением имеет место другой объект смежных прав. Соответственно необходимо получить разрешение владельца. Например, звуковая студия осуществляет запись с разрешения группы. Хотя чаще всего это происходит на основании заказа автора.

Несколько иначе ситуация складывается в случаях фиксации других звуков, например, шум природных явлений или пение птиц. На такие записи изготовитель фонограммы изначально получает право.

Если фонограмма является частью аудиовизуального произведения, то смежное право на неё не распространяется.

Например, можно записать аудио ряд кинофильма. Нарушением закона это не будет, поскольку аудиовизуальное произведение – единый объект, включающий в себя в качестве составных частей видео и аудио.

Какие смежные права возникают при записи и использовании фонограммы рассказывает юрист:

Базы данных

База данных, как объект СП, представляет собой совокупность отдельных материалов, которые подобраны, обработаны и систематизированы автором. Такой объект должен быть создан с существенными финансовыми, материальными и организационными затратами.

В качестве примера могут выступать базы данных клиентов, абонентов или пользователей. Такие объекты являются результатом авторской работы и на них распространяются правила параграфа 1 главы 71 ГК РФ.

Сообщения передач в эфир и по кабелю

Данный продукт также является объектом смежных прав. Его отличительным признаком является вещание, а не другой вариант использования информации. Данный объект может быть результатом деятельности организации эфирного или кабельного вещания, либо создан по заказу таковой. Ярким примером такого объекта являются новости.

Какое определение дается понятию «авторское право», его предмет и принципы?

Понятие и признаки авторского права представлены в главе 70 части 4-ой ГК РФ

Речь идет о масштабном объеме правовых норм, которые регулируются действующим законодательством и характеризуются сложными объектами, особыми способами совершения правонарушений и большим количеством нюансов, которые обязательно стоит принимать во внимание при регулировании различных юридических вопросов в этой области

Чтобы разобраться во всем этом, стоит для начала дать определение самому понятию. Итак, авторское право – это термин, которое сегодня имеет два значения:

  • институт отрасли гражданского права, касающегося владения и пользования интеллектуальной собственностью;
  • объединение прав автора в отношении созданных им произведений.

Определяющими характеристиками этого понятия становятся такие параметры, как предмет и принципы авторского права (АП). Составим таблицу.

Предмет АППринципы
Отношения, возникающие в результате введения в использование обществом результатов деятельности, к примеру, в виде литературных произведений или объектов музыкального сочинительства, искусства.Есть ряд положений, которые выступают в роли принципов АП:

  • свобода творческой деятельности;
  • объединение интересов автора с социальными ценностями;
  • неотъемлемость АП у отдельных граждан;
  • свобода авторского соглашения.

Отдельно стоит сказать и об источниках возникновения такого понятия. Обычно речь идет о законодательных актах, принятых внутри государства и международных соглашений и конвенций.

Признаки и особенности

Научные и литературные работы, а также творения искусства обладают АП при наличии следующих признаков:

Является результатом творчества человека, в процессе которого он реализовал свои навыки и способности, обладает оригинальными и неповторимыми характеристиками

Во внимание не берется уровень значимости такой работы.
Автор придал творению объективную форму. Нормы права не распространяются на идеи автора, которые не получили внешнего выражения

Учитывается как материальная форма (рукописи, скульптуры, видео или звуковые записи, изображения), так и нематериальная.Например, если автор в устной форме озвучил свое произведение перед публикой, то оно автоматически становится объектом АП, так как у третьих лиц появляется возможность воспроизвести его от своего имени.

Кроме признаков, имеется еще и ряд особенностей объектов АП:

  • Не требуют регистрации. В отличие от объектов промышленной собственности (изобретения, образцы и прочее), в России не существует определенных реестров, куда бы вносилась информация о, например, созданных творениях искусства. Это связано с тем, что творческие работы изначально подразумевают под собой уникальность.
  • Закон учитывает только форму творения, а не его содержание. Не играет роли, что написано в литературной повести или какие персонажи были придуманы, главное, чтобы объект допускался ГК РФ.
  • Имеют творческую основу. Работа является результатом творчества автора, если не доказано иное. Под творчеством понимается интеллектуальная деятельность, в результате которой творению были присвоены отличительные черты и художественная ценность.
  • Являются частью культуры общества и не связаны, например, с промышленными отраслями.
  • Могут быть воплощены в разной форме (скульптуры, песни, изображения и т.д.).
  • Творение должно быть авторским, именно поэтому не учитывается фольклор.
  • Право авторства распространяется на творение независимо от того, было ли оно выставлено на публику или нет. Если работа еще не была обнародована, то права на нее автор получает с того момента, как ей была присвоена объективная форма.

Стоит отметить, что авторское право на какое-либо произведение не имеет ничего общего с правом собственности на воплощенный в материальную форму предмет. Если лицо обладает правом собственности, например, на скульптуру, то это не говорит о том, что оно имеет авторские права на нее.

Ключевые категории прав

Таким образом, российское законодательство, регулирующие правоотношения в аспекте авторства, выделяет сразу несколько категорий прав. Их особенность такова, что они связаны между собой, однако механизмы их реализации могут отличаться. Итак, спектр категорий прав, так или иначе релевантных авторским:

— имущественные («исключительное»);

— личные;

— смежные.

В свою очередь, в рамках каждой из этих категорий предусмотрены правовые механизмы, адаптированные к специфике конкретных творческих продуктов.

Объекты авторского и смежного права, таким образом, могут быть одними и теми же. Однако режим реализации правомочий со стороны создателя творческого продукта будет зависеть от того, идет ли речь об имущественной составляющей, или же рассматривается личный аспект. Объекты авторского и смежного права могут быть использованы как инструмент извлечения доходов, только если автор обладает исключительной составляющей соответствующих правомочий.

Понятие и признаки предметов интеллектуальной собственности по ГК РФ

Объектами смешанных прав являются такие произведения, которые могут использоваться не только лицом, создавшим их, но также и другой стороной. По сути смежное право – это возможность лица, которое не является автором, использовать результат деятельности создателя.

Основным признаком такой категории является, в частности, наличие права использовать произведение одновременно у двух сторон, в рамках достигнутой договоренности. Ещё одной чертой указанной возможности является основание наличия права. Пользоваться таким правом можно только в рамках заключенного договора.

Смежное право примыкает к авторскому, но является ограниченным, в части касающейся распоряжения результатом деятельности. То есть автор может передать возможность использования произведения другому исполнителю.

***

Таким образом, очевидно, что в рамках регулирования правоотношений, складывающихся в сфере интеллектуальной собственности, остается пространство для реализации творческого потенциала не только авторов произведений, изобретений и т. д., но и юристов. Так, не закреплены в ГК РФ такие правовые механизмы, как «заранее согласованные действия» или инициативное ограничение правообладателем объекта интеллектуальной собственности применимого к такому объекту права, однако это не мешает реализации таких юридических решений на практике.

При разработке договоров в сфере интеллектуальной собственности специалистам следует четко придерживаться грамотной юридической терминологии, чтобы избежать нежелательных последствий, в том числе в суде

Важно обращать внимание на детальную проработку условий договоров, в том числе и трудовых с соответствующими работниками. Так, правила перехода исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно в отношении служебных объектов, стоит всегда фиксировать, несмотря на условно «автоматическую» их принадлежность работодателям

Смежные права на базу данных

Мы уже сказали, что в любом объекте авторского права должен быть творческий характер (это касается и базы данных). Но на практике существуют такие базы данных, в которых процесс составления и расположения информации не является творческим. Обычно такие материалы — это сообщения чисто информационного характера, которые и вовсе пишутся другими лицами. Примеры: интернет-площадки Drom.ru, Avto.ru, Avito.ru.

Субъекты и режим прав

Поскольку авторским правом создатель этой базы данных наделен быть не может, закон предоставляет ему смежное право. В силу статьи 1333 лицо, которое организовало создание такой базы данных, именуется изготовителем. Им может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

При этом изготовитель лишен права авторства, закон оставил ему только права на указание своего имени или наименования на экземплярах (аналог права автора на имя), на обнародование, а также исключительное право.

Срок действия права на указание имени (наименование) действует в течение срока действия исключительного права, который составляет пятнадцать лет.

Регистрация

В законе содержится прямая отсылка к статье 1262 ГК РФ, которая регламентирует порядок регистрации «творческих» баз данных. Следовательно, порядок идентичен.

Таким образом, важно различать виды баз данных. В зависимости от наличия (отсутствия) творческого характера в составлении и расположении материалов, будет меняться и правовое регулирование

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий