Правила перевозки детей в автомобиле

Виды кресел

Для удобства создано несколько видов автокресел, начиная от тех, которые предназначаются для перевозки новорожденных детей, и заканчивая фиксирующими устройствами для детей школьного возраста.

  1. Устройства категории 0. К такой категории относится люлька для детей до полугода и весом до 10 килограмм. Новорожденные находятся в лежачем положении, фиксируя их мягкими и широкими ремнями. Все устройства, входящие в такую категорию, имеют усиленную защиту для поддержания головы в удобном положении.
  2. Устройства категории 0+ предназначены для путешествий с младенцем до полутора лет. Это кресло — что-то среднее между люлькой для  и привычным креслом. Младенец в кресле располагается полулежа и фиксируется широкими ремнями. Для удобства можно дополнительно приобрести специальную подушку для сна.
  3. 1 категория предназначена для детей до четырех лет. Такие автокресла предназначены для детей, которые могут сидеть самостоятельно. Удобство такого кресла заключается в том, что его можно регулировать по высоте, откидывать спинку, чтобы добиться удобного положения по время сна.
  4. 2 категория предназначена для дошкольника до 7 лет. Как правило, производители делают универсальные автокресла, которые могут быть использованы для детей 2 и 2 категорий. Чтобы преобразовать такое кресло в кресло для детей школьного возраста, необходимо просто снять спинку.
  5. 3 категория — это дополнительное сидение. Автокресло данной категории чаще всего называют бустер. Оно отличается от всех остальных отсутствием спинки.
  6. Шестая группа фиксирующих устройств — это бескаркасные кресла, кресла-трансформеры, которые могут быть использованы для любого возраста.

Правильная перевозка детей — это не личное дело водителя. Как только автомобилист выезжает на дорогу, он становится участником дорожного движения, который должен соблюдать все правила, чтобы избежать аварийных ситуаций.

Автомобильное кресло — это обязательный атрибут, который в случае аварии позволит сохранить жизнь детям. Водитель не должен беспокоиться, что без приобретения такого фиксирующего устройства он получит штраф от сотрудников ГИБДД. В первую очередь автомобилиста должно волновать, что без такого устройства малыш не может быть в безопасности во время движения автомобиля.

Перевозка пассажиров — всегда ответственное мероприятие, потому регламентируется действующими законодательными нормами.

Особенно важно быть осторожным в случае, если в салоне автомобиля находятся дети. Перевозка их устанавливается особыми нормативно-правовыми актами

Новый закон ПДД о перевозке детей в автомобиле

Прежде всего, отцам и матерям семейств рекомендуем ознакомиться с текстом п. 22.9 нынешней редакции ПДД.

В этом блоке содержатся основополагающие особенности перевозки детей автотранспортом в зависимости от их возраста. Более того, изменения в правилах провоза ребенка коснулись всех видов транспортных средств.

Поэтому ниже мы подробно проанализируем новый закон детских креслах в зависимости от их возрастных групп и места посадки ребенка в автомобиль.

Сразу скажем, что дети могут находиться, как на переднем, так и заднем сидениях. Но здесь существуют свои особенности.

Перевозка детей в автомобиле на переднем сидении

Новый закон о перевозке детей на переднем сидении автомобиля говорят о том, что при этом необходимо использовать сертифицированное оборудование, такое как упомянутые нами автокресла, автолюльки, бустеры.

Помещать ребёнка на переднее сидение можно без кресел в случае, если ему уже исполнилось 12 лет. Но при таком варианте ребенок должен быть обязательно пристегнут, впрочем это касается и взрослых пассажиров.

А также возить на переднем сидении по ПДД допускается без автокресла в отношении детей до 12 лет в том случае, когда ребенок по своим параметрам – росту или весу, просто не помещается в удерживающее устройство положенных стандартов.

Правила перевозки детей 7 лет в автомобиле

По закону в машине можно везти даже грудничков. Поэтому основные предписания закона об автокреслах для детей до 7 лет сводятся к следующему.

Ребенка следует транспортировать в специальном кресле. Оно выпускается в нескольких типах в зависимости как от возраста, так и массы тела ребёнка.

Кроме того, если ребенку нет года рекомендуется приобретать автолюльку, которая устанавливается против движения.

Сейчас на рынке представлены:

  1. Автолюльки используются, как правило, в том случае, если ребенок находится в возрасте до одного года, и предусматривают его размещение в лежачем положении.
  2. Автокресла подходят для детей, которым уже исполнился год.
  3. Бустеры можно применять в случае перевозки ребенка от 3 лет и старше.

Однако ПДД делают акцент на том, что удерживающее устройство (то есть специальное оборудование для перевозки ребёнка) должно соответствовать стандартам, действующим на территории всех государств, входящих в Таможенный союз.

Правила перевозки детей в авто до 7 лет не запрещают помещать специальное кресло на переднем сидении. Однако в этом случае придётся отключить опцию для подушки безопасности (ведь её срабатывание может травмировать ребёнка).

Перевозка детей от 7 до 12 лет

Новые правила перевозки детей в автомобиле до 12 лет предполагают несколько вариантов.

Так, если ребенка планируется посадить на переднее сидение, то автокресло все равно необходимо. За исключением ситуаций, когда он в силу своих физических данных просто не помещается в автомобильное кресло.

Когда же ребенок расположен на задней группе сидений, то ему достаточно пристегнуться автомобильными ремнями безопасности, предусмотренными заводской конструкцией транспортного средства. Напомним, что ранее автокресло требовалось и на этот случай.

А также нельзя возить ребенка до 12 лет на заднем (пассажирском) сидении мотоцикла. ПДД это однозначно запрещают.

Перевозка детей после 12 лет

Здесь правила закона об автокреслах для детей старше 12 лет говорят о том, что использование оборудования подобного предназначения является для водителя сугубо добровольным делом.

То есть, специальные средства в машине можно и не устанавливать. Однако в любом случае подростка следует пристегнуть оборудованными автомобильными ремнями безопасности.

Оставление ребенка в машине

Согласно поправкам, внесенным в ПДД (пункт 12.8) запрет на оставление ребёнка в машине распространяется по отношению к детям, которым не исполнилось 7 лет.

Таким образом, им следует обязательно находиться в автомобиле под присмотром одного или нескольких совершеннолетних граждан.

Обязательно несколько слов следует сказать о том, каков может быть штраф за оставление ребенка в машине.

Судебная практика на этот счёт пока не сформировалась, поскольку законодательные поправки действуют менее месяца. Однако владельцу машины нужно быть готовым к двум вариантам развития событий.

Минимальная сумма наказания составляет пятьсот рублей и полагается она за нарушение процедуры перемещения пассажиров (пункт 1 статьи 12.23 КоАП РФ).

В то же время закрытие ребенка в машине одного может совершенно спокойно истолковано как нарушение правил перевозки детей. А в этом случае цена вопроса составляет уже 3 тыс. рублей ( п. 3 ст. 12.23).

Поэтому останется дождаться на этот счёт разъяснений от ГИБДД или судебных инстанций. Уверены, что они обязательно появятся в самом ближайшем будущем.

Установка детского автокресла

Сохранить параметры безопасности изделия можно, соблюдая ряд требований при его установке и использовании:

  1. Автокресло следует устанавливать строго по инструкции завода-изготовителя. Тестирования, проводимые производителями, призваны сделать устройства максимально безопасными. Поэтому нельзя пренебрегать руководством по установке, даже если процесс представляется элементарным.
  2. Наиболее безопасным местом для установки автокресла считается середина заднего сидения. Итоги краш-тестов показывают, что здесь ребёнок максимально защищён от опасных вмятин кузова и осколков стекла при ударе сбоку. К тому же, открытый участок впереди уменьшает вероятность малыша быть зажатым между креслами при лобовом столкновении либо сильном заднем ударе. Если автомобиль 7-местный, то устанавливать аксессуар надлежит на втором (не на третьем!) ряду автокресел посередине либо на крайних сидениях этого ряда.
  3. Переднее сидение для установки обычно используется преимущественно мамами, которые часто перемещаются с маленькими детьми одни. Сидящему рядом малышу удобно дать бутылочку либо игрушку, не отвлекаясь от дороги. Такие меры не приветствуются стражами порядка на дорогах, поскольку безусловно снижают внимательность и сосредоточенность водителя. Однако, в исключительных случаях и при отключённой подушке безопасности такая установка автоаксессуара допустима.
  4. ДУУ должно прочно стоять на сидении и представлять собой устойчивую конструкцию. Для этого его следует крепить так, чтобы люфт, то есть смещение пристёгнутого кресла при покачивании, составлял не более 2 — 3 см. Иначе придётся произвести установку устройства заново.
  5. Взрослые модели автокресел категории 2, 3 и 2/3. В отсутствие пассажира при движении автомобиля они должны быть пристёгнуты ремнями во избежание смещения и нанесения травм в случае вынужденного резкого торможения либо аварии, водителю и другим пассажирам.

Небольшой практический совет тем, кто оставляет свою машину на ночь на неохраняемой стоянке либо парковке: автокресло следует снимать и забирать домой, либо оставлять в багажнике, если позволяют его габариты. Эта мера убережёт автомобиль от вторжения непрошенных гостей.

Как можно перевозить детей в автомобиле возрастом до 7 лет?

Напомним, ранее законодательство разрешало водителям при перевозке детей использовать помимо автокресел и бустеров различные «иные устройства», к которым относятся: книга, бескаркасное устройство, корректор (адаптер) лямок ремня безопасности.

Но, согласно изменением в ПДД, теперь слова «иные устройства» убраны на основании Постановления Правительство №761 от 28.06.2017 года.

Соответственно перевозка детей возрастом до 7 лет теперь возможна только в специальных автокреслах, бустерах, которые учитывают рост и вес ребенка.

Так согласно новому Постановлению Правительства РФ №761 в правилах дорожного движения вносятся изменения в пункт 22.9:

ПДД 29.9 Перевозка детей в машине

«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX* , должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

* Наименование детской удерживающей системы ISOFIX приведено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

Запрет детских адаптеров ремней безопасности и других бескаркасных устройств для перевозки детей был необходим в связи с проведенными исследованиями, которые установили, что подобные устройства не только не защищают детей во время ДТП, но и усугубляют последствия аварии.

Так, в результате комплексных испытаний специалисты установили, что подобные устройства не обеспечивают должную безопасность детей по сравнению с автокреслами и бустерами.

Также стоит отметить, что во время испытаний бескаркасных удерживающих детских автомобильных устройств, адаптеров ремней безопасности и других аналогичных устройств, выяснилось, что усугубляются для ребенка последствия ДТП по сравнению с ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства и используемыми для фиксации ребёнка без каких-либо дополнительных приспособлений.

То есть, другими словами адаптеры ремней безопасности, бескаркасные устройства и т.п., наносят больше вреда, чем простые ремни безопасности авто.

Оставление в машине

Эта часть была добавлена в правила остановки и стоянки автомобилей в июле 2017 года, когда вступила в силу обновлённая редакция ПДД. Смысл нововведения в том, что во время стоянки транспортного средства, в нём не должен оставаться без присмотра взрослых ребёнок младше 7 лет. Штраф за правонарушение составляет 500 рублей. Одновременно с этим ситуация с запертым в машине ребёнком может трактоваться сотрудником полиции как нарушение правил перевозки детей. А это отступление от норм автоматически накладывает на водителя штраф 3 000 рублей.

Watch this video on YouTube

Подобные меры наказаний вызваны повышенной частотой прецедентов запирания детей в машине «на 5 минут» и трагедиями, которые происходят в результате беспечности взрослых. Дело в том, что воздух в закрытой машине быстро нагревается, особенно в жаркое время года, и длительное нахождение малыша в таком пространстве может закончиться для него тепловым ударом.

Как ни странно, здесь есть и спорный момент: законодателями никак не предусмотрены обстоятельства, когда мать вынуждена оставлять малолетнего в машине одного, чтобы, например, заправить автомобиль и оплатить бензин. Новые правила требуют, чтобы родитель взял ребёнка с собой к кассе. Каковы будут усилия матери, если это происходит зимой либо детей до 7 лет в машине несколько, известно только ей. Закон един для всех ситуаций и всех автомобилистов без исключения.

Размышления вызывает также информация из свода ПДД о том, что дошкольника можно оставить в машине только с совершеннолетним гражданином. То есть, покидая машину, родители не могут оставить малыша на попечение своего 17-летнего сына: совершеннолетие наступает в нашей стране с 18 полных лет.

Важен и такой момент — обнаружив малолетнего ребёнка одного в закрытой машине, стражи правопорядка могут возбудить уголовное дело об оставлении в опасности. Это уже статья, за которую предусмотрен штраф в размере 80 000 рублей и лишение свободы сроком до 1 года. К тому же, родители могут получить неприятности по линии госорганов, уполномоченных по делам несовершеннолетних, а также органов опеки и попечительства.

Для чего создано детское автомобильное кресло

По этой причине в июле 2017 года вступили в силу новые правила перевозки детей. Однако, как и любой законодательный документ поправки изложены чётко, но сухо, требуя комментариев и пояснений отдельных пунктов, касающихся того, как по-новому перевозить детей в автомобиле, до какого возраста ребёнок должен ездить в автокресле, как и где нужно устанавливать удерживающее устройство и многого другого.

При столкновении малыши проскальзывают под ослабленный ремень и получают повреждения различной тяжести от контакта с деталями автомобиля. Дети старшего возраста получают травмы шеи диагональной лямкой ремня либо повреждения органов брюшной полости от ремня, зафиксированного на животе. При боковых столкновениях и переворачивании автомобиля дети, пристёгнутые обычными ремнями, абсолютно беззащитны.

Кроме того, автомобильные кресла анатомически не соответствуют детскому организму. Неестественные и неудобные позы малыша со временем могут привести к развитию различных заболеваний. При длительном нахождении в таком положении у детей наблюдаются трудности с дыханием, нарушения кровообращения, пищеварения, а также формирование неправильной осанки и развитие патологических состояний неокрепшего позвоночника.

Нередко старшие сажают малышей на колени перед собой и пристёгиваются с ними одним ремнём безопасности. Испытательные тесты показывают в подобных ситуациях другое развитие событий, не менее ужасающее по своей своё разрушительной силе. При столкновении автомобиля взрослого пассажира резко выбрасывает вперёд, тем самым многократно увеличивая силу, с которой манекена-ребёнка ударяет о спинку переднего сидения. Даже мужчина крепкого телосложения не сможет удержать малыша в руках, а придавит его своим весом, нанося травмы различной степени тяжести. Такой способ транспортировки детей признан наиболее опасным.

Watch this video on YouTube

Виды удерживающих устройств

Правила перевозки детей в автомобиле предусматривают использование специальных удерживающих устройств. Как родителю сориентироваться в разнообразии и правильно выбрать автокресло.

Подробное пояснение, что представляет собой детское удерживающее устройство описано в специальных стандартах ГОСТ Р 41.44-2005. Согласно им, автокресло должно содержать следующие элементы:

  • лямки и гибкие ремни с пряжками;
  • регуляторы;
  • крепления;
  • дополнительные сиденья или противоударные экраны.

Вся конструкция должна быть организована так, чтобы в случае возникновения ДТП минимизировать опасность для ребёнка и ограничить возможную подвижность.

Сегодня устройства делятся на несколько категорий, которые определяются возрастом и параметрами юного пассажира.

  1. Группа 0. Как правило, это автолюльки, рассчитаны на перевозку самых маленьких пассажиров в возрасте до полугода, вес которых не превышает 10 кг. Такие устройства имеют особый вариант крепления и устанавливаются боком относительно направления движения транспорта.
  2. Группа 0+. Это удерживающее устройство также предназначено для перевозки малышей в возрасте до одного года и весом до 13 килограмм, но оно представляет собой кресло. То есть такой вариант подойдёт для детей, которые уже способны сидеть. Устанавливаются в обратную сторону от направления движения, ребёнок едет спиной вперёд.
  3. Группа 1. Кресло, предназначенное для возрастной категории 9–18 килограмм. В среднем в таком устройстве можно перевозить ребёнка от года до 4 лет. Такие кресла попадаются разных типов, установить их можно как по ходу движения, так и против него.
  4. Группа 2. К этой категории может относиться не только кресло, но уже и бустер. Предназначено для ребёнка от 3 до 7 лет, вес которых не превышает 25 килограмм.
  5. Группа 3. Последняя категория детских удерживающих устройств, выдерживает ребёнка весом до 36 килограмм, соответственно возраст использования до 12 лет.

Последнее время нередко попадаются удерживающие устройства совмещённой категории 2–3. Они вполне соответствуют все нормам и имеют хорошие показатели.

Таким образом, в целях обеспечения безопасности пассажиров, правила перевозки ребёнка в автомобиле предусматривают обязательное использование кресла или бустера, подходящей категории до момента достижения ребёнком 12-летнего возраста. На заднем пассажирском сиденье разрешено ездить пристёгнутым стандартными ремнями с 7-летнего возраста, но это не повод экономить на безопасности юного пассажира. Также запрещено оставлять в машине ребёнка до 7 лет в момент длительной стоянки без присмотра взрослого.

СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗРАСТУ

Ассортимент удерживающих устройств сегодня очень богат, поэтому решение о выборе той или иной модели – исключительно за родителями. Закон не устанавливает жесткие критерии относительно того, каким должно быть автокресло и кто его изготовил. Требование только одно: оно должно соответствовать весу, росту и возрасту ребенка.

– Если лет семь назад приходилось убеждать многих в необходимости использовать специальные удерживающие устройства в авто, то сегодня все уже купили их. Более того, многие родители подходят к выполнению правил не формально – мол, куплю самое дешевое кресло, чтобы не штрафовали, – а осмысленно. Многие предпочитают не экономить на безопасности своих детей и приобретают дорогие и удобные модели автокресел, в которых даже спать можно, – рассказывают в Госавтоинспекции.

Особенности и требования ПДД при перевозке детей в автомобиле

Правила перевозки несовершеннолетних в автомобиле претерпели серьезные изменения. И произошли они благодаря Постановлению правительства под номером 761 от 28 июня 2017 года. Все новшества уже действуют с 12 июля.

Поправки в ПДД касаются не только движения с участием детей. Есть некоторые важные моменты, но это уже тема для отдельного разговора.

Новшества направлены на оборудование посадочного места для ребенка в зависимости не только его возраста, но и действительного веса. Кроме того, теперь в ряде случаев не разрешается оставлять ребёнка одного в запертом автомобиле.

Важно знать молодым и начинающим водителям! Перевозить маленьких пассажиров просто на руках правилами запрещено. А также не все специальное оборудование допускаются к эксплуатации.. Согласно новым требованиям машина, в которой будут возить детей, должна быть оснащена специальными приспособлениями (удерживающими устройствами) — они называются автокреслами либо же автолюльками

Согласно новым требованиям машина, в которой будут возить детей, должна быть оснащена специальными приспособлениями (удерживающими устройствами) — они называются автокреслами либо же автолюльками.

Подбираются и крепятся устройства исходя из возраста ребенка и его веса. Существуют специальные стандарты в отношении присутствия дополнительных ремней безопасности, положения детей (сидячее или лежачее), расположения устройства в машине (ГОСТ Р 41.44-2005)

«Детское» кресло помещается как на переднем, так и на одном из задних сидений. Естественно, что следует придерживаться руководства по монтажу от производителя.

Комментарий эксперта
Селиванов Вечеслав Андреевич
Юрист, специализация гражданское право.

Отметим, что автолюльки и другие подобные приспособления обустраиваются в салоне боком по отношению к направлению движения, лицом к движению или же против него. Все зависит от типа устройства, веса и возраста ребенка.

Классификация детских автомобильных кресел

Сегодня рынок детских удерживающих устройств предлагает огромный ассортимент автокресел, отличающихся размерами, характеристиками, дизайном и другими параметрами.

В России принята европейская классификация, которая регламентирует 5 категорий автокресел, соотносимых с возрастом и весом маленьких пассажиров:

  1. «0»: от рождения до 1 года, до 10 кг. Автоаксессуар представляет собой люльку. Новорождённого размещают в ней в лежачем положении и фиксируют мягким ремнём. Конструкция оборудована крепёжными элементами, внутренними ремнями безопасности и защитой для головы малыша. Автолюлька крепится к сидению штатными ремнями либо системой Isofix боком по направлению движения, то есть вдоль заднего ряда сидений. Изделия демонстрируют низкий уровень надёжности при тестировании, поэтому транспортировка младенцев в автолюльке требует повышенного внимания и контроля со стороны взрослых. Гораздо безопаснее перемещать маленького пассажира в автокресле следующей группы «0+».
  2. «0+»: от рождения до полутора лет, до 13 кг. Позиция ребёнка в таком кресле – «полулёжа». Изделие отличается высокой универсальностью по сравнению с люлькой и применяется в качестве переноски, стульчика для кормления либо качели для малыша. Переноску можно устанавливать на специальные шасси и использовать как коляску для прогулки малыша. Эта категория удерживающих систем отличается высокой надёжностью, крепко фиксируя тело. Автокресло «0+» закрепляется на любом пассажирском месте обратно направлению движения. Возможна установка автоаксессуара на переднем пассажирском кресле при отключённой подушке безопасности.
  3. «1»: 1 — 4 года, 9 — 18 кг. Внешне изделие напоминает мыльницу, установленную в силовой каркас. Это даёт возможность выбирать различный угол наклона спинки конструкции для бодрствования и сна малыша. Малыш прочно удерживается в кресле пятиточечными ремнями. Изделие монтируется на одном из задних сидений исключительно по направлению движения.
  4. «2»: 3 — 7 лет, 15 — 25 кг. Устройство обладает функциями наращивания спинки и возможностью перехода от внутренних ремешков к внешним, штатным ремням автомобиля. Девайс помогает перейти и адаптироваться ребёнку к обычному автомобильному сидению. Установка аксессуара возможна только на задних креслах по ходу движения автомобиля.
  5. «3»: до 130 см, до 36 кг. Изделие не комплектуется собственными ремнями: ребёнок закрепляется в нём обычными автомобильными ремнями. Благодаря своим конструктивным особенностям эта категория автокресел имеет фиксатор верхней лямки ремня и функцию снятия спинки. Подросшее чадо продолжает пользоваться аксессуаром безопасности, но уже в виде бустера. Конструкция закрепляется исключительно на заднем диване, фиксируется автомобильным ремнём и не имеет положений «полулёжа» либо «лёжа».

При подборе автокресла целесообразно опираться на ощущения карапуза: ему должно быть комфортно

Это условие тем более важно, если родители часто и подолгу перемещают малыша в машине

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий