Подведомственность административных дел

Подведомственность мировых судей по административным делам

3. Дела об правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются гарнизонных военных судов.

Дела об правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются районных судов.

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: а) судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.

Подсудность дел мировому судье

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК.

Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными.

Административно-процессуальное право

Административные правонарушения, рассматриваемые судьями районных судов .

Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

1 и 2 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Судьи»). В числе таких правонарушений можно указать на те, которые предусмотрены ст.

5.1 Кодекса Российской Федерации об правонарушениях —

«Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума»

; ст.

Судья Южно-Сахалинского городского суда Курумова Я.А. рассмотрев в порядке подготовки дело об административном правонарушении в отношении гражданина Китая по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст.13.3 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций К составлен протокол об административном правонарушении №-Пр в отношении гражданина Китая по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.13.3 КоАП РФ.

Территориальная подсудность дел мировым судьям — нюансы

Подсудность мировых судей — механизм, позволяющий определить конкретного судью, наделенного по закону компетенцией рассмотреть спор в качестве первой инстанции.

Территориальная подсудность является институтом, функционирование которого возможно исключительно после применения норм о родовой подсудности, поэтому требуется рассмотрение их в совокупности для выявления специфики.

Понятие и специфика родовой подсудности мирового суда

С использования правил о родовой подсудности начинается процесс установления судебного органа, в который следует обратиться с целью разрешения спорной ситуации. Данный механизм позволяет ответить на вопрос, какой уровень судебной системы обладает надлежащими полномочиями для решения конфликта.

Читайте так же:  Льготы на капремонт для пенсионеров

Именно в рамках установленного таким образом уровня возможно применение положений о территориальной подсудности, позволяющих установить конкретный орган, в сферу компетенции которого включается соответствующий конфликт.

Поскольку мировые судьи занимают позицию низшего звена в системе судов общей юрисдикции, закон ограничивает сферу их функционирования кругом категорий дел невысокого уровня сложности. Законодатель говорит об уголовной, гражданской подсудности мировых судей, а также их компетенции по разрешению дел об административных правонарушениях.

Статья 27. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд.

1. Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) Административный ответчик, место жительства или адрес которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или его адресу;

2) При рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) После отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

2.1. Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

3. О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления — после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.

4. Административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Подведомственность административных дел судам

Юрисдикция, то есть свойство спора быть рассмотренным конкретным органом, определяется по правилам подведомственности административных дел. ПвАД позволяет поставить четкие границы между СО разной направленности. ПвАД определяется только согласно статьям законодательных актов, к примеру, Гражданский процессуальный кодекс — ст. 22, Арбитражный процессуальный кодекс – ст. 27-33 и т. д.

Выше уже было упомянуто, что в большинстве случаев, административные споры рассматриваются СОЮ, согласно КАС. Прочие судебные структуры вправе выносить решения по АД, только если это предусмотрено в нормативно-правовых актах (далее — НПА):

  • КС РФ – ст. 125 Конституции России и ФЗК N 1 от 21.07.1994. Принимает решение о соответствии НПА высших органов исполнительной власти основному закону страны;
  • КС субъектов РФ выносят решения о законности нормативно-правовых актов местных исполнительных органов – ст. 27 ФЗК N 1 от 31.12.1996;
  • судебные органы арбитража (далее — АрбС) могут осуществлять судопроизводство АД на основании ст. 29 АПК.

Это споры:

  • связанные с оспариванием НПА, что затрагивают отношения в сфере интеллектуальной собственности;
  • если истцом выступает участник предпринимательской сферы и полагает, что акты органов власти нарушили его права;
  • некоторые админ-правонарушения, которые по закону отнесены к ведомству АрбС;
  • некоторые случаи взысканий с участников предпринимательской/экономической сферы платежей, штрафов и других сумм;
  • другие случаи, отнесенные законодательством к юрисдикции АрбС.

КС РФ проверяет НПА на соответствие основному закону страны

Исключения составляют суды, которые ни при каких условиях не могут рассматривать АД:

  • СО других стран;
  • третейские суды;
  • международные коммерческие арбитражи.

Основаниями отличия компетенции СО выступают:

  • определение сути спора;
  • выделение круга участников (истец и ответчик).

Важно! Судопроизводство другими судами (не СОЮ) осуществляется по процессуальным НПА, на основании которых они создаются и действуют, так, АрбС использует АПК. Как видно, определение правил ПАД и ПвАД в отношении административных споров — задача не из легких

Большинство дел разрешается СОЮ, а иск подается по адресу ответчика. Но если есть проблематика с определением круга виновных, либо стороной выступает высший орган исполнительной власти, следует внимательно ознакомиться с компетенцией других СО

Как видно, определение правил ПАД и ПвАД в отношении административных споров — задача не из легких. Большинство дел разрешается СОЮ, а иск подается по адресу ответчика. Но если есть проблематика с определением круга виновных, либо стороной выступает высший орган исполнительной власти, следует внимательно ознакомиться с компетенцией других СО.

Определение подсудности административных дел

По норме N 17 КАС, суды общей юрисдикции (далее — СОЮ), ВС РФ, региональные и военные суды могут вести судопроизводство АД в качестве органа первой инстанции. Разграничения ставятся по характеру полномочий каждого учреждения.

По КАС РФ подсудность позволяет разграничить распространение юрисдикции органов на разные типы административных исков.

Реализация права гражданина подать иск в орган, по правилам подсудности, осуществляется согласно ч. 1 ст. 47 Конституции России

Какие бывают виды подсудности

Выделяют такие виды административной подсудности:

  • по родовому признаку (далее — РП);
  • по территориальному признаку (далее — ТП).

РП – это правила передачи спора в определенное звено системы судебных органов (далее — СО). Разграничения производятся между райсудами, региональными СО и ВС. Каждый орган уполномочен решать вопросы конкретного рода. Последний определяется предметом спора.

Так, по норме N 19 Кодекса, АД относятся к районным судам, кроме:

  • исков по реализации прав военнослужащих, норма N18 КАС. Такими вопросами занимается военный суд;
  • мировой суд выносит постановление по взысканию платежей в порядке гл. 11.1 КАС (N17.1 КАС);
  • АД, которые перечислены в ст. 20 КАС и относятся к СО субъектов Федерации;
  • споров, которые рассматриваются ВС по ст. 21 Кодекса.

Важно! Согласно ст. 19 КАС подведомственные судам АД, за исключением споров, предусмотренных нормами N 18, 20 и 21 КАС, рассматриваются райсудом в порядке первой инстанции

Территориальная подсудность административного иска

По ТП разграничивается юрисдикция СО одного уровня в зависимости от территории, где происходит судопроизводство. В Кодексе ТП разделяется по типам:

  • общий вид – норма N 22. Иск подается по адресу ответчика;
  • исключительный вид – норма N 23. Определяет ПАД для лиц, которых нужно депортировать, госпитализировать, освидетельствовать, а также несовершеннолетних и недееспособных;
  • альтернативный вид – норма N 24. В этом случае заявитель вправе самостоятельно выбрать СО: по адресу ответчика или по месту проживания истца;
  • в зависимости от связи нескольких споров – норма N 26. Распространяется на случаи, если есть несколько ответчиков или встречный иск.

В большинстве случаев спор рассматривается по месту жительства ответчика

Ст. 27 КАС определяет случаи, когда допускается передача спора в другой СО. Такой процесс допускается, только если изначально иск подан по правилам ПАД, но:

  • в ходе процесса оказалось, что не соблюдены нормы Кодекса о подсудности;
  • ответчик, место нахождения которого неизвестно, объявился и подал ходатайство о передаче дела;
  • имел место отвод судьи, что сделало рассмотрение спора в этом суде невозможным.

Передача спора в другой СО оформляется определением и ограничивается сроком обжалования акта.

Подсудность мировых судей по административным делам

Подведомственность и подсудность судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях.

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в гл.

23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: а) судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях.

Статья 17

Статья 17.1. дела, подсудные мировым судьям Брянский областной суд (Брянская область) — Административное Суть спора: 3.149 — Гл.

32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов полагает, определение судьи первой инстанции подлежит отмене.

Возвращая Межрайонной ИФНС России № по Мурманской области исковое заявление, судья руководствовался положениями части 5 статьи 2, статьей 17.1.

Дела административного судопроизводства, подсудность

Дела административного судопроизводства, подсудность Введение 15.09.2015 г.

Кодекса административного судопроизводства РФ привело к выделению исков, рассматриваемых в рамках дел административного судопроизводства, имеющих свою специфику и отдельную регламентацию.

По своей сути дела административного судопроизводства представляют собой административные иски к органам власти, направленные на защиту либо нарушенных, либо оспариваемых прав и интересов граждан и организацией, вытекающие из публичных правоотношений (т.е.

государственной деятельности)

2.11.2.

Подсудность дел мировым судьям Статья 23 КоАП РФ регулирует вопросы разграничения подсудности дел об правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к полномочиям судей.

Большинство дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственных судьям общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи.

Глава 2

Глава 2.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ СУДАМ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Мировой судья рассматривает дела об административных правонарушениях предусмотренные КоАП РФ в пределах компетенции установленной главой 23 КоАП РФ.

3. Дела об правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Дела об правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих выдворение за пределы Российской Федерации, приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Подведомственность и подсудность административных дел судам

Подведомственность и подсудность дел судам См.

комментарии к статье 21 настоящего Кодекса Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; Информация об изменениях: Федеральным законом от 15 февраля 2019 г.

Дела, рассматриваемые в порядке административного судопроизводства

Дела, подсудные административному судопроизводству (далее — АД), по части 2, 3 ст. 1 КАС РФ разделяются на два типа:

  1. Те, где истцами выступают физические и юридические лица. Сюда относятся АД по вопросам оспаривания (краткий список):
  • деяний публичных органов, их работников;
  • актов нормативного характера (полностью или в определенной части);
  • деяний (в том числе письменных документов/решений) коллегий судей по вопросам квалификации;
  • размера/факта начисления компенсационных выплат за несвоевременное рассмотрение дела или выполнение решения суда;
  • выборных прав и т. п.

Выборное право защищается в порядке админ-судопроизводства

  1. 2. Те, истцом в которых выступают публичные органы или их работники. Обычно такие иски касаются судебного контроля за правомерностью работы публичных органов власти в части:
  • прекращения работы, ликвидации политической партии/общественной/религиозной организации или другого некоммерческого объединения, или такие же действия в отношении их структурных подразделений;
  • завершения работы средства массовой информации;
  • принуждения граждан выплатить положенные суммы, штрафы;
  • установления режима административного надзора для бывших преступников;
  • принудительной доставки лица в медицинскую организацию;
  • защиты прав недееспособных и лиц до 18, если их представитель по закону отказался от медицинских мер по спасению их жизни и т. п.

Если иск касается админ-правонарушения, судья использует нормы КоАП РФ, ч. 5 ст. 1 КАС (далее – Кодекс).

Статья 23. Исключительная подсудность.

1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по адресу специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по адресу медицинской организации, в которую помещен гражданин.

3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по адресу медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по адресу медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

6. Административное исковое заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подается в суд по месту нахождения комиссии.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий