Срок действия исключительного права

Общие правила исчисления

СП разделяют на несколько видов:

  1. Исключительное право – правообладатель распоряжается объектом по своему усмотрению, использует его в любой форме и определяет доступ к нему заинтересованных лиц.
  2. Личные неимущественные права (на имя, авторство, неприкосновенность исполнения). Могут иметь только физические лица, выступающие в качестве исполнителей произведения или его режиссер-постановщиками.
  3. Иные смежные права. Распространяются на:

    • публикаторов;
    • изготовителей фонограмм;
    • эфирные организации;
    • создателей баз данных.

    На экземплярах с продукцией, находящейся под защитой СП, обладатели могут законно указывать свое имя или название компании. Чаще всего в эту категорию попадают юридические лица.

Законодательство РФ пытается учесть интересы правообладателей и общественности, которая желает использовать объекты чужой интеллектуальной собственности, поэтому срок охраны СП зависит от категории произведения. Временной промежуток начинает отсчитываться с ближайшего 1 января, который наступает после выпуска материала.

Что и кто является объектом или субъектом

Объектом смежного права становится воспроизведение уже существующего произведения. К объектам смежных прав относят:

  • исполнения артистов-исполнителей и дирижёров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включённой в аудиовизуальное произведение;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по её заказу за счёт её средств другой организацией;
  • базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Если в фильме использовалось произведение, ставшее всеобщим достоянием, то звуковое произведение становится объектом авторских прав

В зависимости от того, что стало объектом смежных прав, определяют их вид. Так, если объектов 5, то и видов пять. Это смежное право на исполнения, фонограммы, эфирное вещание, базы данных и произведения. Субъектом является тот, для кого наступил случай возникновения смежных прав и кто является правообладателем. К субъектам относятся:

  • исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актёры, танцоры и т. д.);
  • производители фонограмм (изготовители фонограмм);
  • организации эфирного или кабельного вещания;
  • изготовители баз данных;
  • публикаторы.

Смежные права, данные исполнителям, оправданы. Некоторые произведения имеет историческую и значимую на мировом уровне, ценность. Например, старые произведения, на которых уже не распространяются авторские права. Например, переснятие старого чёрно-белого фильма. Авторство на фильм неактуально, спроса на его прокат тоже нет, а рейтинги с трансляции этого произведения падают. Единственный выход из этой ситуации — переснять фильм с использованием современных технологий и методов. Организации, которые занимаются записью исполнения, также заинтересованы в том, чтобы быть в зоне действия смежных прав. На запись и обработку тратятся ресурсы, как материальные, так и нематериальные. И, разумеется, любое неразрешённое правообладателем, использование записи несёт потери и её производителю

Например, бренд студии звукозаписи теряет в цене, а это немаловажно. Каждый производитель заинтересован в том, чтобы его товары и услуги не копировали, а покупали

Примеры смежных прав

Всё, что вещается по радио, является объектом смежных прав. Например, прозвучавшие песни, новостные блоки, реклама и т.д. Смежные права возникают и у радиоведущих, если они в прямом эфире, например, поют или рассказывают анекдот. Запись такого анекдота нельзя транслировать другими лицами.

Пародист, исполняющий роль известного человека, тоже становится таким правообладателем. Например, Максим Галкин пародирует известных политиков (Черномырдина, Ельцина) или звёзд шоу-бизнеса (Джигурда, Билан и т.д.). В момент исполнения возникают права, смежные с авторскими. Любое использование видео или аудиозаписи такого концерта становится нарушением смежного права.

Что такое смежные права

Права, смежные с авторскими — это права исполнителей. Их называют смежными, так как они соседствуют (примыкают) с авторскими. Это похожие понятия, но они отличаются.

Смежные права наряду с авторскими защищаются законом

Такие права являются исключительными. Иногда к правам исполнителя относится личное неимущественное право. Права возникают в связи с исполнением объекта авторских прав. Например, поэт написал стихотворение. Само произведение защищается авторским правом. А знаменитый певец прочитал это стихотворение на творческом вечере. Стихотворение, прочитанное певцом — объект смешных прав. И если на вечере производилась запись, то каждый, кто будет её использовать без разрешения чтеца, станет нарушителем смежных прав.

Иногда смешные права возникают в связи с исполнением произведения, на которого не распространяется защита авторского права. Например, стихотворение А.С.Пушкина. Пушкин умер в 1837 году, его произведения не охраняются авторским правом, а значит все результаты его интеллектуальной деятельности стали всеобщим достоянием. Каждый может использовать стихи по своему усмотрению, если такое использование не противоречит закону. Но если кто-то использовал стихи, как текст песни и исполнил её, то любое несанкционированное использование этой песни будет незаконным.

Чем отличаются от авторских

Автор имеет следующие виды прав:

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства и право автора на имя;
  • право на неприкосновенность и обнародование произведения.

В отличие от авторских, смежные права являются правом исполнителя.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

Права, смежные с авторскими защищаются следующими правовыми нормами:

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей и вещательных организаций (Римская конвенция);
  • Соглашение ТРИПС;
  • Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ);
  • Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция);
  • Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женевская конвенция);
  • Гражданский Кодекс РФ (Часть 4) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006).

Смежные права защищаются не только российскими законами, но и международными правовыми актами

Впервые эти права, как серьёзный аспект результатов деятельности исполнителей, рассматривались в Австрии. В 1935 году был принят закон об авторском праве, в котором целых 14 статей были посвящены смежным правам. Через 6 лет подобный закон был принят в Италии, отличалось только название. Итальянское законодательство применило термин «примыкающие права».

В 1996 году в Женеве был подписан Международный договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Один из самых крупных международных соглашений, так называемый ДИФ более подробно регламентировал защиту исполнительских прав. Причём рассматривались как имущественные, так и неимущественные права. А также важным стало рассмотрение права по отношению к цифровому виду использования и посредством телекоммуникационной сети Интернет. Так как к этому времени современные технологии начали резко набирать обороты, договор вступил в силу только в 2002 году. Однако в России это вступление произошло в 2009 году.

Что определяет, где установлено и для чего необходимо?

Смежные права (СП) возникают рядом с авторскими свободами. Основное отличие состоит в том, что труд автора носит творческий характер, а деятельность обладателя СП считается технической или организационной. Права данного вида могут принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Исключением являются исполнители, их деятельность также относится к разряду творческого труда, как и у авторов.

СП распространяются на следующие объекты:

  • результат исполнения (работа артистов, дирижеров, режиссеров-постановщиков и др.);
  • фонограмма (исполнение звуковой записи, кроме мелодии, сопровождающей аудио-визуальный ряд);
  • трансляция передач в эфирном или кабельном вещании, включая программы, созданные выпускающей организацией самостоятельно или по ее заказу другими компаниями;
  • базы данных;
  • научные, литературные труды, произведения искусства, опубликованные после их перехода в общественное достояние, в части защиты прав публикаторов данных творений.

Важно! Интересы правообладателей находятся под охраной законодательства РФ и их регистрация не проводится (ст. 1304 ГК РФ).. Для возникновения СП, необходимо получить разрешение у создателя произведения

Например, чтобы певец мог исполнять музыкальную композицию, он должен обратиться к авторам мелодии, текста и подписать с ними соглашение

Для возникновения СП, необходимо получить разрешение у создателя произведения. Например, чтобы певец мог исполнять музыкальную композицию, он должен обратиться к авторам мелодии, текста и подписать с ними соглашение.

За несанкционированное использование результатов чужого труда, артист, публикатор и прочие субъекты, могут стать нарушителями закона.

Наказание за заимствование результатов труда без согласия обладателя СП налагается в виде штрафа:

  • Для физического лица в размере 1500 — 2000 рублей.
  • Для нарушителей, занимающих должностной пост, 10 000 — 20 000 рублей.
  • Для организаций — от 30 000 до 40 000 рублей.

Во всех случаях происходит изъятие продукции и оборудования, используемого для воспроизведения и выпуска контрафакта (ст. 7.12 КоАП РФ).

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий