Штраф за неприменение онлайн-кассы

Что такое «Неприменение ККМ (ККТ)»

Что же с правовой точки зрения представляет собой неприменение ККМ (ККТ)?

В Законе о ККМ ответ на этот вопрос отсутствует.

Роль законодателя взял на себя Пленум ВАС РФ, в п. 1 Постановления № 16 установивший, что под неприменением ККМ наряду с фактическим их неиспользованием следует понимать:

  1. Использование ККМ, не зарегистрированных в налоговых органах, а также не включенных в Государственный реестр ККТ;

  2. Использование ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

  3. Использование ККМ, у которых пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;

  4. Пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Арбитражными судами данные разъяснения активно применяются на практике.

Организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности

В соответствии с , если организации и ИП не используют для расчетов автоматические устройства, то они могут не использовать ККТ при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта федерации. При этом учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • продажа ценных бумаг;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для этих целей. Между тем ККТ должна применяться, если торговля в этих местах ведется в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном правительством. К ним, в частности, относятся: ковры и ковровые изделия, химические вещества и компьютерное оборудование, мебель и другие непродовольственные товары (Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники). Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • разносная торговля вне стационарной торговой сети продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов с ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров. Данная норма не распространяется на организации и предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие маркировке средствами идентификации;
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, молоком и питьевой водой;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгметаллов и драгкамней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача ИП в аренду жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому предпринимателю на праве собственности;
  • розничная продажа бахил.

Отметим, что данное положение не распространяется на организации и ИП (за исключением тех, кто осуществляет торговлю в розлив питьевой водой и розничную продажу бахил), которые используют для расчетов автоматические устройства, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами ().

ВАЖНО

ККТ не применяется при расчетах в безналичном порядке между организациями или предпринимателями, за исключением случаев использования электронного средства платежа с его предъявлением. ().

Что делать, если штраф все-таки выписали? Пять законных способов избежать наказания

Допустим, вы что то прохлопали и штраф все-таки прилетел. Не спешите расстраиваться — пока все не так плохо. Возможно, платить ничего не придется, если действовать быстро и правильно. Есть, как минимум, пять вариантов уладить ситуацию.

Вариант первый — подать жалобу в суд. Если у вас есть веские причины и доказательства о незаконности штрафа — смело обращайтесь в судебные инстанции. Обратитесь к хорошему юристу с богатой практикой таких дел — у них есть наработанная аргументация для защиты. Даже если нарушение серьезное, все равно в законе есть лазейки, позволяющие если не отменить штраф, то, хотя бы уменьшить сумму выплаты. Это касается даже серьезных нарушений: таких, как работа без кассы вообще.

Не стоит забывать, что в суде многие дела разваливаются из-за неправильно поставленной закорючки — элемент везения никто не отменял. Многие протоколы об административных правонарушениях составлены с ошибками, и грамотные адвокаты прекрасно могут это использовать для защиты интересов ответчика.

Вариант второй — ссылайтесь на письма Министерства финансов. Минфин издал несколько разъяснительных писем, в которых указывает, в каких случаях штрафные санкции к предпринимателям не применяются. Речь идет о случаях, когда бизнесмен сделал все возможное, для того чтобы соблюсти закон, но в каком-то месте не срослось и работать по новым правилам он пока не может.

Например, поставщик вовремя не привез кассовый аппарат или фискальный накопитель. Договор на поставку есть, деньги уже заплачены, по произошла задержка в поставке или на складе нет в наличии нужной модели. В этом случае смело аргументируйте этими фактами — и штраф по закону наложить не должны. Но будьте готовы предъявить соответствующие документы: чеки, счета-фактуры и акты.

Вариант третий — валите все на продавца-кассира. Звучит некрасиво, однако те, кто в теме, сразу поняли, о чем идет речь. Практика перевести стрелки на рабочий персонал налажена еще с лихих девяностых. Дело в том, что штрафы на физическое лицо на несколько порядков меньше, чем на организацию или даже ИП. Проще договориться с продавцом, чтобы тот взял вину на себя, а потом компенсировать ему ущерб.

Конечно, с серьезными нарушениями это скорее всего не прокатит. Вряд ли удастся доказать, что онлайн-касса не была куплена по вине уборщицы. Однако грамотное делегирование полномочий позволит оставить место для маневра. Например, можно назначить ответственного за переход на онлайн-кассы. Допустим, это будет администратор. А администратор — не должностное лицо и штрафы на него такие же, как на физическое. Любые сомнения толкуются в суде в пользу обвиняемого и возможно, у вас появится шанс.

Вариант четвертый — написать жалобу в суд. Не путать с вариантом номер 1, речь здесь совсем о другом. Кодекс административных правонарушений предусматривает предупреждение за первое нарушение по многим статьям закона — об этом в нем есть соответствующие положения. Здесь адвокат не нужен — жалоба подается в произвольной форме. Грамотно изложите причины нарушения и попросите суд заменить штраф предупреждением — и скорее всего, его отменят.

На подачу жалобы даются конкретные сроки. Она должна быть направлена в суд не позднее 10 календарных дней со дня выписки постановления. Подать жалобу можно и позднее этого срока, если есть уважительные причины: болезнь истца, действие непреодолимой силы (пожар, наводнение, стихийное бедствие) и другие похожие обстоятельства. Правда, здесь причину задержки придется доказать — например, предоставить больничный лист из медицинского учреждения.

Вариант пятый — договориться с проверяющим. Нет, это не совет дать инспектору взятку: мы рассматриваем исключительно законные способы избежать штрафа. Просто проверяющие — тоже люди, а к любому человеку можно найти свой подход. Не нужно представлять инспекторов монстрами, которые только и мечтают содрать с вас денег. В большинстве своем это милые тетечки, которые хотят пить чай в офисе и сидеть в “Одноклассниках”. Перспектива ходить по судам большинству из них совсем не улыбается — на этом и можно сыграть. Пообещайте, что купите кассу вот прямо завтра, что такого больше не повторится, мол забегался/закрутился/запарился и чем черт не шутит — ледяное сердце инспектора растает и вам дадут поблажку.

Кто должен установить кассу с 1 июля 2020 года

Последний срок для перехода на ККТ нового типа установлен до 1 июля 2020 года. К данной дате все, кто не установил кассу, но обязан ее применять, должен приобрести ККТ, зарегистрировать и подключить ее, а также начать использовать.

Отсрочка до 1 июля 2020 года предоставляется для компаний:

  • предоставляющих услуги (выполняющих работы) для населения, применяющих любой режим налогообложения;
  • занимающихся розничной торговлей, общепитом или вендингом без персонала, применяющих отдельные режимы налогообложения.

Весь перечень лиц, которые могут не применять до 1 июля 2020 кассы приведен в законе 290-ФЗ. К ним относят юрлиц и ИП, занятых следующими видам бизнеса:

  • ветеринарная помощь;
  • бытовые услуги;
  • транспортировка людей, багажа;
  • платные стоянки для авто;
  • станции по ремонту и техобслуживанию транспорта;
  • предоставление участков под торговые площади в аренду;
  • временное предоставление личной жилой площади в аренду;
  • предоставление торговых точек и помещений, оборудованных под предприятия общепита, в аренду;
  • размещение рекламы.

Кроме того, до 1 июля 2020 кассы могут не устанавливать компании розничной торговли на ЕНВД, не имеющие сотрудников и применяющие следующие виды деятельности:

  • продажа товаров на стационарных объектах, предназначенных для торговли (площадь не более 150м²);
  • торговля через вендинговые автоматы, киоски и на ярмарках;
  • общепит, оборудованный или не оборудованный залами для посетителей.

К предпринимателям, имеющим право не устанавливать кассу также относят ИП на ПСН, занятых следующими видами деятельности:

  • производством молочных продуктов;
  • рыбной ловлей, охотой;
  • прокатом;
  • грузо- и пассажироперевозками наземным/водным транспортом;
  • салоны красоты;
  • ветеринарией, фармацевтикой и медицинскими услугами;
  • ремонтом радио-, бытовой, компьютерной техники.

Юридические лица на УСН, у которых нет сотрудников и занятые в сфере общепита, также могут пользоваться отсрочкой.

ККТ до 1 июля 2020 года также не требуется при расчётах между физ. лицами и ИП по  безналу в следующих случаях:

  • внесение квартплаты, оплате коммунальных услуг/ремонтных работ;
  • перезачёт и возврат оплаты труда;
  • выдача займа в счёт оплаты услуг/работ.

Сроки перехода на онлайн-кассы

Внедрение онлайн-касс происходило поэтапно, и для ИП на разных системах налогообложения были свои сроки перехода с ККМ на ККТ.

1 февраля 2017 года

Владельцы вновь регистрируемых ККТ.

31 марта 2017 года

Все организации и ИП, продающие алкоголь.

Исключение: организации и ИП на ЕНВД и ИП на ПСН, которые
продают слабоалкогольные напитки.

1 июля 2017 года

Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН.

1 июля 2018 года

ИП на ЕНВД, которые торгуют в розницу и оказывают услуги
общественного питания.

ИП на ПСН, которые торгуют в розницу и оказывают услуги
общественного питания.

ИП на ЕНВД, у которых есть наемные работники.

1 июля 2019 года

Организации и ИП на ЕНВД, кроме розничной торговли и
общественного питания.

ИП на ПСН, кроме розничной торговли и общественного
питания.

ИП на ЕНВД без наемных работников, которые торгуют в
розницу или оказывают услуги общественного питания.

Организации и ИП, оказывающие услуги или выполняющие
работы, при условии выдачи покупателю БСО.

Сроки и стоимость

Процедура регистрации онлайн-кассы займет 5-7 рабочих дней с момента подачи заявления. Вы получите от ФНС:

  • разрешение на использование кассы;
  • ее регистрационную карточку.

Обязательные расходы на приобретение и установку приведем в таблице.

Оборудование и подключенные услугиКто используетСтоимость (руб.)
КассаВсеОт 4000 до 60 000
Фискальный накопитель (ФН)Все

6000 — на год

12 000 — на 3 года

Услуги ОФД (оператор фискальных данных)Все, кроме жителей удаленных от связи местностей3000 в год
Услуги интернетаВсе, кроме жителей удаленных от связи местностейОт 100 до 3000 в месяц
Электронная подписьДля регистрации кассы через интернет2600 в год
Товароучетная программаДля ведения базы товаров и указания товара в чекеДо 30 000
ДжакартаДля продавцов алкоголя2000 в год
Услуги сервисного центра (настройка. обновления)Для настройки и обслуживания оборудованияОт 5500 в год
Атон ХабДля продавцов алкоголя без компьютера, если касса не работает с ЕГАИС10 000 в год
Сканер штрихкодов

2Д — для ЕГАИС

1Д — для ускорения внесения товара в базу

От 3000
ВесыДля продуктовых магазиновОт 2300
Принтер этикетокДля печати штрихкодов и ценниковОт 11 000

ВАЖНО!

Онлайн-кассу можно взять напрокат. Например, на время увеличения сезонной торговой нагрузки. Стоит это 1500-2300 в месяц и зависит от комплектности оборудования.

Какой должен быть ККМ?

Прежде всего, зарегистрировать можно только технически исправную модель ККМ, внесенную в государственный реестр.

В налоговых органах по ККМ осуществляется учет и контроль следующих действий предпринимателей:

  • регистрация — постановка на учет;
  • перерегистрация — внесение изменений в регистрационные данные;
  • снятие с учета.

Предприниматель имеет право самостоятельно выбрать любую модель кассового аппарата, но при этом необходимо помимо общих параметров (внешний вид, габариты, возможность мобильной работы «без электросети») учитывать требования законодательства к отдельным видам осуществляемой деятельности.

В настоящее время на территории РК возможно использование «простых» ККМ и ККМ-онлайн, хотя с января 2018 года зарегистрировать (поставить на учет) в налоговых органах можно только ККМ-онлайн (
статья 197 НК РК).

  • С 01.01.2018 ККМ без функции передачи данных нельзя зарегистрировать в КГД
  • Почему запрещена регистрация ККМ без функции передачи данных, если в 2018 году их можно применять?

Приказом МФ РК от 16 февраля 2018 года
, который утверждает перечень видов деятельности с обязательным применением контрольно-кассовые машины с функцией фиксации и (или) передачи данных, предусмотрен «полный» переход на ККМ-онлайн до января 2020 года.

Если вы уже используете «простой» кассовый аппарат, то для перехода на ККМ-онлайн сначала приобретите и зарегистрируйте «новый» аппарат, установите его на рабочее место, а затем снимите с учета «старый»:

  • Что будет со старыми кассовыми аппаратами? 
  • Снятие с регистрационного учета ККМ без функции передачи данных производится только «очно» в УГД 

В течение 2019 года на ежеквартальной основе будут переведены 633 вида деятельности на обязательное применение ККМ-онлайн:

  • 01.04.2019 года деятельности;
  • 01.07.2019 года деятельности;
  • 01.10.2019 года деятельности.

Подробно ознакомиться о сроках перехода на ККМ-онлайн для различных видов предпринимательской деятельности можно в следующих материалах:

  • Сроки перехода на ККМ онлайн 
  • В 2019 году будет осуществлен полный переход на применение онлайн-ККМ 
  • Применение «ККМ-онлайн» сейчас и с 2019 года 
  • Более 660 видов деятельности обязаны применять ККМ-онлайн в 2019 году 
  • С 2020 года планируется полный переход на онлайн-ККМ 

Таким образом, с января 2020 года применения ККМ-онлайн будет обязательно для всех видов деятельности.

Вывод:

  • если вы только начинаете предпринимательскую деятельность, то необходимо приобрести ККМ-онлайн;
  • если вы используете ККМ без функции передачи данных, то вам необходимо заменить его на ККМ-онлайн.
  • Что будет со старыми кассовыми аппаратами?
  • Что необходимо налогоплательщику для перехода на ККМ онлайн?
  • Снятие с регистрационного учета ККМ без функции передачи данных производится только «очно» в УГД 

Кредитные организации и платежные системы

Закон № 54-ФЗ освободил банки и иные кредитные организации от обязанности применять ККТ. (). ККТ не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств. При этом устанавливается, что кредитная организация обязана вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления вышеуказанных действий. Порядок направления и форма указанного перечня устанавливаются Банком России.

Как избежать штрафа за неприменение ККТ

Если компания или ИП обнаруживает, что по ошибке операция не была проведена через ККТ, то об этом нужно срочно уведомить налоговую. Если данная ошибка не будет выявлена налоговиками раньше, то компания сможет избежать штрафных санкций. Если это возможно, то само нарушение необходимо устранить. Но следует помнить, что данный способ может применяться только в случае следующих нарушений:

  • неприменение ККТ в тех случаях, когда применение является обязательным;
  • использование ККТ, не соответствующей требованиям, либо с нарушенным порядком регистрации (перерегистрации);
  • невыдача чека (бумажного или электронного).

Такой способ может применяться в тех случаях, когда при отключении электричества, кассир не может пробить чек, а товар отпускает. К заявлению тогда следует приложить копию чека коррекции, а также справку от энергосетей (или арендодателя) об отключении электричества7 В справке указывается причина сбоя.

В том случае, если сообщение в налоговую направить не получилось, а в ходе налоговой проверки выявилось нарушение, то компании следует признать свою ошибку. А также выполнить все то, что требуется для проведения операции. Тогда штраф компании может быть уменьшен до 1/3 части от минимальной суммы (10 тыс. рублей). Кроме того, для малых и средних организаций в случае первого нарушения возможна даже замена штрафа на предупреждение (п.1, ст.4.1.1 КоАП РФ).

Основные положения

^

  1. Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
  2. Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
  3. Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
  4. Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 — 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.

Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.

Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.

Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.

В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.

На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

  1. снизить ежегодные расходы на ККТ;
  2. получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  3. иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  4. применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  5. избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  6. работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
  1. получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  2. самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.

Модель угроз информационной безопасности фискальных данных, средств и систем обработки фискальных данныхpdf (5,2 мб)

Загрузить

Буклет в помощь предпринимателюpdf (428 кб)

Загрузить

Штрафы за неприменение онлайн-касс в 2017 году

Согласно действующему законодательству в настоящий момент предусмотрены различные штрафы по онлайн-кассам и связанным с ними нарушениям.

Так, штраф за работу без онлайн-кассы в тех ситуациях, в которых ее необходимо применять, предусмотрен частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. Для организаций размер санкций составит от 3\4 до 1 размера от суммы денежных средств, принятых без применения ККТ, но не менее 30 тысяч рублей. Для должностных лиц организации и для ИП штраф по онлайн-кассе в этой же ситуации составит от 1/4 до 1/2 не отраженной по кассе выручки, но не менее 10 тысяч рублей.

Помимо этого, штрафы за неиспользование онлайн-кассы применят, если это повторное нарушение либо же если сумма выручки, проведенной в обход ККМ, составила более 1 миллиона рублей, компании или бизнесу индивидуального предпринимателя грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток, а для должностных лиц – дисквалификация на срок от одного до двух лет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

В перечисленных ситуациях описываются штрафы за отсутствие онлайн-кассы как таковой либо же за неиспользование кассового аппарата, то есть за случаи, когда ККМ установленного образца есть, но кассовый чек покупателю не пробивается.

В то де время законодательством предусмотрены отдельные штрафы за онлайн-кассы, которые не соответствуют требованиям закона. Это, например, та ситуация, в которой коммерсант не приобрел к 1 июля новый аппарат и продолжил пробивать чеки на старой ККМ. Для организаций сумма санкций в подобном случае составит 5000 — 10 000 рублей, для ИП и должностных лиц – 1500-3000 рублей либо предупреждение.

Те же штрафы, что и за неустановку онлайн-кассы требуемого образца и работу на старой ККМ, предусмотрены и при нарушении законодательно установленного порядка работы с кассовым аппаратом или условий его регистрации и применения (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ).

Статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрены еще штрафы, связанные с онлайн-кассой. Так, ответственность установлена за ненаправление покупателю по его просьбе чека в электронном виде (2000 рублей для должностных лиц и ИП и 10 000 – для организаций). Правда, в данном случае штраф будет отменен, если коммерсант докажет, что чек он направил, как это и положено, но покупатель его по каким-то причинам не получил.

Процедура привлечения к ответственности за нарушения законодательства о ККМ

Специальных правил, регламентирующих порядок
осуществления производства по делам о нарушениях правил применения ККМ нет.
Однако в силу того, что данные правонарушения по своей сути являются
административными, то при производстве по таким делам правоприменительным
органам следует руководствоваться КоАП РСФСР. В письме Госналогслужбы России от
27.07.98 № ВК-6-16/472 закреплено, что при оформлении результатов проведенных
проверок по соблюдению законодательства о применении ККМ налоговым органам
следует соблюдать требования КоАП РСФСР.

Итак, после проведения проверки по вопросам соблюдения
законодательства о применении контрольно-кассовых машин налоговые органы должны
составить акт. При его составлении должны быть учтены требования статьи 235
КоАП РСФСР. Так, в акте должны быть зафиксированы следующие сведения: дата и
место составления акта, должность и ФИО лица, составившего акт,
организационно-правовая форма и наименование предприятия-нарушителя, существо
правонарушения и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

После составления акта в двух месячный срок (ст. 38
КоАП РСФСР) налоговые органы должны вынести решение о наложении взыскания,
которое должно быть приведено в исполнение не позднее трех месяцев со дня его
вынесения (ст. 282 КоАП РСФСР). Другими словами, если со дня совершения
правонарушения прошло более двух месяцев, то любое вынесенное по истечении
этого срока решение налогового органа о наложении взыскания является
недействительным. В случае, когда решение о наложении взыскания было вынесено в
срок, но не исполнено в течение трех месяцев (в частности, не было выставлено
инкассовое поручение или в суд не было подано соответствующее исковое
заявление), то фактически такое решение налогового органа утрачивает силу и
исполнению не подлежит.

Следует помнить, что сроки установлены не только для
проверяющих органов, но и для нарушителей. Так, в соответствии со статьей 268
КоАП РСФСР решение о наложении взыскания может быть обжаловано в течение 10
дней со дня вынесения указанного решения. В случае, если предприятие,
нарушившее требования Закона РФ о ККМ, не обжалует решение налогового органа в
течение указанного срока, а также не уплачивает в течение 15 дней со дня
получения решения о наложении взыскания в добровольном порядке штраф, то в
таком случае налоговые органы предпринимают меры по бесспорному взысканию суммы
штрафа или по обращению в суд с соответствующим иском.

Как известно, взыскание штрафов с физических лиц
производится в судебном порядке, а взыскание штрафов с юридических лиц не может
осуществляться в бесспорном порядке без их согласия. В этом случае если
юридическое лицо не обжалует решение о наложении взыскания, то его молчание
расценивается как согласие.

Отметим, что правом проведения проверок по вопросам
соблюдения установленного порядка применения ККМ, предоставленным налоговым
органам в соответствии со статьей 6 Закона РФ о ККМ, обладают также другие
государственные органы. В частности, таким правом наделены органы
Госторгинспекции. Право указанных органов проводить проверки по вопросам соблюдения
установленного порядка применения ККМ вытекает из пункта 5 положения о
Госторгинспекции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.97 №
866, в котором закрепляется их право проводить проверки соблюдения правил
торговли, к которым, безусловно, относятся правила осуществления денежных
расчетов с населением с применением ККМ.

Как избежать штраф за ККМ

Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:

  • прекращение административного производства,
  • малозначительность административного правонарушения
  • замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
  • освобождение от административной ответственности

Специальные нормы: штраф за неприменение ККМ не назначается, если:

  • лицо добровольно сообщило в налоговый орган о неприменении ККМ
  • на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
  • представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения 

Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции. 

Нарушитель может просить о снижении размера административного штрафа. Для этого необходимо, чтобы правонарушение налоговый орган выявил в ходе автоматизированной проверки. Чтобы лицо признало нарушение до вынесения постановления. И добровольно его устранило (ч. 3, 4 ст. 4.1. КоАП РФ). При одновременном соблюдении этих условий штраф за неприменение ККМ можно снизить до 1/3 от его минимального размера. 

Подведомственность нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники

Надзор за применением ККТ осуществляют налоговые органы. В частности, они вправе беспрепятственно получать доступ к ККМ и фискальным данным, проверять документацию, проводить проверки. И, собственно, привлекать к административной ответственности в сфере применения ККМ. Таким образом, протокол об административном правонарушении составляют налоговые органы. Причем по общему правилу независимо от того, на учете какой инспекции состоит организация, если иное не установлена в положении такой инспекции.

Дело по части 3 ст. 14.5 КоАП РФ рассматривает исключительно суд. По части 2 ст. 14.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении составит налоговая инспекция. Порядок привлечения к административной ответственности и обжалование постановления по делу проходят по общим правилам.

Ведение кассовой дисциплины

Согласно 2-му пункту Указания Банка России, предприятиям запрещено тратить выручку в наличном номинале. Но почти каждое правило предусматривает исключения, потому эти деньги можно использовать в других целях:

  • выдача подотчетникам;
  • выплата сотрудникам – зарплата и социальные средства;
  • оплата любого типа работ/товаров/услуг имеющих отношение к предприятию, за исключением приобретения ценных бумаг;
  • возвраты покупателям / клиентам / заказчикам за услуги, оплаченные наличностью, при условии возврата товара / неоказания услуги / невыполнения работы.

Еще в 2012 году было отменено правило относительно условий, в которых содержится кассовый аппарат во время работы. Потому управляющий самолично принимает решение относительно этого нюанса.

Деньги могут храниться после закрытия рабочего дня в сейфе, который расположен хоть в кладовке, хоть в бухгалтерии или кабинете главного руководителя.

Как оплатить штраф

Для оплаты существует множество способов. Начнем с классического — “Почта России” или отделение любого банка. Вы приходите с постановлением в офис, отдаете деньги и реквизиты оплаты в окошечко — и все готово.

Можно оплатить штраф через терминалы. Внимательно введите реквизиты счета в соответствующие поля, вставьте купюры и получите квитанцию.

Если вы активно пользуетесь интернетом, лучше оплатить штраф онлайн. Сделать это можно через портал Госуслуг или различные сервисы. В любом случае сохраните квитанции об оплате штрафа. Так вы в любой момент сможете доказать, что выполнили требования закона.

Самое главное — сразу же устранить нарушение, чтобы наказание не было наложено повторно. А лучше вообще не доводить до применения санкций — штрафы за некоторые нарушения гораздо больше стоимости даже самого продвинутого кассового аппарата.

Выводы

За неприменение или ненадлежащее использование устройства ККТ действующим законодательством предусматривается административная ответственность для организаций, должностных субъектов, индивидуальных предпринимателей.

Возможные санкции регулируются нормами КоАП РФ. Размеры налагаемых штрафов дифференцируются в зависимости от категории виновного субъекта и разновидности совершенного правонарушения.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

— Москва —

— Санкт-Петербург —

— Другие регионы —

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий